Личные разговоры по служебному телефону
Наша организация применяет УСН (доходы). Для служебного пользования отдельным работникам выделены сотовые телефоны.
Один из работников воспользовался телефоном в личных целях. Счет предприятию связи нашей организацией был оплачен полностью. Но в бухгалтерском учете затраты были разделены. На себестоимость была отнесена только та сумма, которая относится к производству, а часть суммы, использованная работником, была отнесена на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Сумма долга работником внесена в кассу предприятия.
Будет ли внесенная работником сумма являться доходом предприятия и объектом для начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения по единому налогу учитывают следующие доходы:
– доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
– внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В письмах от 23 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/275 и от 27 июня 2006 г. № 03-03-04/3/15 Минфин РФ выразил мнение, что если работник возмещает организации затраты на личные телефонные переговоры по служебному телефону, то уплачиваемое работником возмещение должно учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации.
Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Следовательно, Минфин посчитал, что организация, которой работник возмещает стоимость сверхлимитных телефонных переговоров, реализует работнику услуги связи.
Однако Минфин РФ неправомерно относит сумму возмещения к доходам от реализации.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «Освязи» на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Оператор связи – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии(ст. 2 Закона «О связи»).
Таким образом, оказание услуг телефонной связи может осуществляться только на основании соответствующей лицензии.
Поскольку Ваша организация такой лицензии не имеет, оказывать услуги сотовой связи своему работнику она не может.
Следовательно, позиция чиновников является неверной: речь о реализации услуг связи в рассматриваемой ситуации идти не может.
Однако есть и другое, законное основание для включения суммы компенсируемых работником расходов организации на оплату нерабочих разговоров работника по мобильному телефону в доходы.
Сумма компенсации по сути является возмещением работником ущерба, причиненного организации-работодателю.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Таким образом, если организацией установлено, что работник разговаривает по служебному телефону на личные темы, то можно говорить о том, что работник своими действиями причинил организации ущерб.
В соответствии со ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично.
Сумму возмещения организация должна учесть в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ, согласно которому внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм возмещения убытков или ущерба.
Чтобы не включать в доходы полученную от работника сумму возмещения, можно оформить с работником соглашение (договор) о порядке использования служебного сотового телефона.
В соответствии с этим соглашением работник может использовать телефон не только в служебных, но и в личных целях.
Работник в рамках данного соглашения должен поручитьорганизации приобретать для его личных целей услуги связи у оператора связи от имени организации, но за счет средств работника.
Такое соглашение между организацией и работником будет являться по сути договором комиссии, согласно которому организация будет являться комиссионером, а работник – комитентом (ст. 990 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Поэтому (с учетом положений п. 1 ст. 346.15 НК РФ) сумма, поступившая от работника в счет возмещения расходов организации на оплату его личных телефонных переговоров, не будет учитываться в составе доходов для целей исчисления единого налога при УСН.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!