Новые требования к применению ККТ

Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ).

Расширена сфера применения контрольно-кассовой техники

С 1 марта 2025 года ст. 1.2 Закона о ККТ дополняется новыми положениями (пункты 2.2 и 2.3), которые расширяют обязательства по применению контрольно-кассовой техники (ККТ) для организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с развитием современных способов расчетов.

В частности, уточняется, что обязанность применять ККТ распространяется на расчеты в безналичной форме с использованием электронных средств платежа путем перевода денежных средств через сервис быстрых платежей (СБП) платежной системы Банка России.

Кроме того, обязанность применять ККТ будет относиться и к случаям, когда расчеты осуществляются через автоматические устройства для расчетов (терминалы или автоматы), например, вендинговые аппараты.

Действие закона распространяется также на расчеты с участием работника, который уполномочен осуществлять расчеты и применять ККТ.

Это может касаться ситуаций, когда расчеты проводятся при личном взаимодействии с покупателем, например, в точках продаж, где сотрудник принимает оплату.

Также закон обязывает применять ККТ в случаях, когда расчеты производятся с применением автоматических устройств (например, терминалов самообслуживания).

Таким образом, законодатель усиливает контроль за новыми формами расчетов, которые становятся все более популярными, что позволит государству получать более точную информацию о расчетах и налоговых обязательствах организаций и предпринимателей.

Порядок отправки кассовых чеков или бланков строгой отчетности (БСО) в электронной форме

С 1 марта 2025 года п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ излагается в новой редакции, которая вводит более четкие и расширенные правила для передачи электронных чеков клиентам, в том числе через информационные ресурсы.

В частности, изменениями вводятся два возможных способа отправки кассового чека (или БСО) в электронной форме при согласии покупателя:

1) через информационный ресурс в интернете, который позволяет бесплатно получить электронный чек. В этом случае продавец обязан направить покупателю сведения, идентифицирующие кассовый чек (номер ККТ, сумму, дату, время, фискальный признак) и ссылку на ресурс в момент расчета.

2) через информационный ресурс, принадлежащий уполномоченному органу (государственному органу или иному органу, который обеспечивает возможность получения электронных чеков).

В этом случае чек направляется непосредственно в уполномоченный орган через оператора фискальных данных, а продавец включает в чек абонентский номер или электронную почту покупателя.

Примером информационного ресурса, принадлежащего уполномоченному органу, является сервис «Проверка чеков» ФНС России на сайте nalog.ru.

Предприятиям общепита

С 1 марта 2025 года ст. 1.2 Закона о ККТ дополняется п. 5.11, которым устанавливаются особые правила расчетов организациями общепита с гостями.

С этой даты если клиент напрямую взаимодействует с сотрудником или использует автомат для расчетов, компания обязана, после согласия клиента на оплату, распечатать и выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге до завершения оплаты.

Этот чек подтверждает, что клиент собирается оплатить оказанные услуги.

К примеру, вы ужинаете в ресторане и просите официанта принести счет. Официант, получив ваш запрос, сразу распечатывает кассовый чек (бланк строгой отчетности) и приносит его вам вместе с папкой для оплаты.

На этом этапе деньги еще не переданы, и вы еще не совершили платеж, а чек подтверждает, что ресторан ожидает от вас оплату.

Перечень случаев, когда продавец может не выдавать кассовый чек (не использовать ККТ)

Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ установлены п. 2 ст. 2 Закона о ККТ.

Напомним читателю эти случаи:

  • продажа газет и журналов (на бумажном носителе), а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием учеников и сотрудников школ и других образовательных учреждений во время учебных занятий;
  • разносная торговля продуктами и непродовольственными товарами, которая осуществляется вне магазинов с рук, из ручных тележек, корзин и пр. (за исключением отдельных видов товаров);
  • торговля в киосках мороженым, в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • продажа изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, машино-мест, расположенных в многоквартирных домах;
  • розничная продажа бахил.

С 1 марта 2025 года не требуется применять ККТ плательщиками ЕСХН и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при торговле на розничных рынках, ярмарках или выставках. При этом торговля должна вестись не более чем с трёх торговых мест, а общая площадь этих мест, включая складские зоны, не должна превышать 15 м2.

Кроме того, ККТ не нужно применять при приеме от населения не только утильсырья и стеклопосуды, но и любых других вторичных ресурсов, за исключением, как и прежде, металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Также ККТ может не использоваться при расчетах, если индивидуальные предприниматели:

  • оказывают образовательные услуги населению по лицензии, и это их основной вид деятельности;
  • предоставляют услуги в области физической культуры и спорта, и эта деятельность является для них основной.

Ранее указанное послабление распространялось только на организации, осуществляющие вышеуказанную деятельность.

Для предпринимателей, которые применяют патентную систему налогообложения (ПСН), напротив, сократили виды деятельности, при которых они могут не применять ККТ.

Всего п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ установлено 60 видов деятельности, при которых не нужно применять ККТ, а можно ограничиться выдачей покупателю (клиенту) иного документа, подтверждающего факт оплаты товаров, работ, услуг (услуги в области фотографии; монтажные, электромонтажные, санитарно-технические и сварочные работы; ремонт жилых и нежилых зданий; сдача в аренду собственных или арендованных жилых помещений и пр.).

С 1 марта послабление не будет распространяться на сбор тары и пригодных для вторичного использования материалов.

Регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ

Вносятся изменения, касающиеся порядка регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ.

Способы подачи заявлений о регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ

Ранее заявление можно было подать в налоговый орган на бумажном носителе или через кабинет ККТ в электронной форме.

С 1 сентября 2025 года заявление можно подавать также:

  • через личный кабинет на портале «Госуслуги»;
  • через изготовителя контрольно-кассовой техники;
  • через оператора фискальных данных.

Если заявление подается через кабинет ККТ, датой подачи остается момент его размещения в кабинете.

Если заявление подается через портал «Госуслуги», изготовителя ККТ или оператора фискальных данных датой подачи считается дата получения заявления уполномоченным органом.

Срок регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ

С 1 марта 2025 года срок выдачи (или направления) карточек регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ сокращается с 10 рабочих дней до 5 рабочих дней с момента подачи заявления.

Основания для снятия ККТ с учета

Налоговые органы могут снять контрольно-кассовую технику (ККТ) с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в следующих случаях:

  • если выяснится, что ККТ не соответствует требованиям законодательства (например, по результатам проверки или жалоб от третьих лиц);
  • когда истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе ККТ;
  • если организация или индивидуальный предприниматель прекратят свою деятельность.

С 1 марта 2025 года добавляется еще одно основание – налоговики снимут ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке в случае непредоставления налоговым органам доступа к ККТ, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ, при осуществлении проверки.

С полным текстом Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ, которым внесены вышеуказанные изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» можно ознакомиться на портале pravo.gov.ru.

Распечатать статью