Обращение с отходами. Переквалификация мер ответственности

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2012 г. № 4973/12)

Ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

То есть в процессе деятельности любых фирм образуются отходы производства и потребления (как минимум – мусор в виде ненужных офисных бумаг, мусор от уборки помещений, использованные канцтовары и т.п.).

Плата взимается за размещение таких отходов.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Главой 8 КоАП РФ установлены меры административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среди и природопользования.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Ст. 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

До недавнего времени штрафовали за нарушение правил обращения с отходами по ст. 8.1 КоАП РФ.

Суды указывали, что к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ могут быть привлечены только лица, специализирующиеся на деятельности по обращению с отходами.

Однако в комментируемом постановлении Президиум ВАС РФ указал, что любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исходя из положений ст. 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Если хозяйствующий субъект осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то это влечет негативное воздействие на окружающую среду.

Поэтому допущенные правонарушения не могут быть квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований происходит не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Распечатать статью