Постатейный комментарий к изменениям, внесенным в Трудовой кодекс РФ

(Окончание. Начало в № 27, № 28, № 29, № 30 «А-Э».)

Регулирование труда работников, занятых на сезонных работах

Согласно ст. 293 ТК РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.

Установлено, что сезонными могут признаваться работы, выполняемые в течение сезона, превышающего шесть месяцев.

Перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

Соответственно, из ст. 294 ТК РФ исключено условие о том, что при приеме работников на сезонные работы испытание не может превышать двух недель.

Поскольку по общему правилу, установленному ст. 70 ТК РФ, испытание не может превышать двух недель только при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев, то при сезонных работах свыше шести месяцев испытание может быть установлено на срок до трех месяцев.

Обратите внимание!

С октября 2006 года работникам, занятым на сезонных работах, оплачиваемые отпуска будут предоставляться не в календарных, а в рабочих днях, из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.

Регулирование труда надомников

Установлено, что надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают (ст. 310 ТК РФ).

Регулирование труда педагогических работников

Изменен порядок заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений (ст. 332 ТК РФ). Если по действующему правилу замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет, то с октября 2006 года трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

Помимо должностей декана факультета и заведующего кафедрой не проводится конкурс на замещение также:

– должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

– должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ. Ст. 336 ТК РФ дополнена п. 4, согласно которому основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (ст. 81 ТК РФ). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Защита трудовых прав и свобод

С октября 2006 года федеральная инспекция труда будет осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями), а не только организациями.

В полномочия федеральной инспекции труда включено осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

С октября 2006 года государственные инспекторы труда не вправе:

– выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

– выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Кроме того, государственный инспектор труда вправе лишь выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, а не отстранять указанных лиц от работы.

На государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложена обязанность соблюдать не только законодательство Российской Федерации, но и права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Профсоюзам представлено право на осуществление контроля за выполнением работодателями (организациями и индивидуальными предпринимателями) и их представителями условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц).

Согласно ст. 373 ТК РФ при расторжении трудового договора по инициативе работодателя работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения органа первичной профсоюзной организации. Установлено, что в указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Самозащита работниками трудовых прав

Согласно ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Установлено, что в указанных случаях работник должен известить работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Установлен новый процедурный момент образования комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Согласно ст. 389 ТК РФ решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Установлено, что работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Помимо перечисленных в ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

Работники освобождаются от судебных расходов и оплаты пошлин при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим не только из трудовых отношений, но и в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер.

Ст. 394 ТК РФ, регулирующая порядок вынесения решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу, дополнена следующими положениями.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Если в случаях, предусмотренных ст. 394 ТК РФ, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Согласно ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Обратите внимание!

Впервые непосредственно в ТК РФ закреплено право работников в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

С октября 2006 года органы местного самоуправления лишаются права участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров.

С указанного времени государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Разделены полномочия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.

Новой редакцией ст. 407 ТК РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

– производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии со ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

– содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

– ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

– организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

– производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных выше;

– содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

– проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

– выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

– оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

– организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Забастовки

С октября 2006 года работники индивидуального предпринимателя имеют право на забастовку в случае если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.

Обратите внимание!

Решение об участии работников работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников работодателя без проведения примирительных процедур.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

В настоящее время собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

С октября 2006 года собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников.

Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

То есть для признания правомочности собрания или конференции требуется разное количество присутствующих работников.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. В решении об объявлении забастовки указывается, в частности, дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников.

Обратите внимание!

Забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки.

Кроме того, в случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ (примирительные процедуры).

Ст. 413 ТК РФ установлены случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

В настоящее время в указанных случаях решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство РФ.

С октября 2006 года в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

А представители работодателя и работников, виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности.

Распечатать статью