Предприниматель и школьные столовые. Минфин признал право на льготу
(Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 г. № 03-07-14/95)
Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
Налоговики традиционно отказывают в применении данной льготы индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, мотивируя свой отказ тем, что данная льгота не может быть применена индивидуальными предпринимателями, а распространяется только на организации.
Однако позиция чиновников не соответствует нормам законодательства.
В ст. 143 НК РФ определен перечень плательщиков налога на добавленную стоимость, к которым относятся как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, где под исполнителем услуги общественного питания понимаются организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
В то же время чиновники утверждают, что операции по реализации продуктов питания школе, финансируемой из бюджета, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусмотрены.
С данным выводом категорически не согласны арбитражные суды.
По мнению судей, условиями предоставления оспариваемой налоговой льготы являются: осуществление деятельности по организации общественного питания, самостоятельное производство продуктов питания и реализация произведенных продуктов питания указанным столовым или учреждениям.
П.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений для различных субъектов предпринимательской деятельности при соблюдении ими указанных условий совершения хозяйственных операций, не подлежащих налогообложению (наличия оснований освобождения от налогообложения) (постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 г. № А68-668/07-22/14).
Еще раньше ФАС Волго-Вятского округа прямо указал, что в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не установлен запрет на применение спорной льготы и индивидуальными предпринимателями при выполнении последними всех прочих условий, установленных в названной норме.
Иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ) (постановление от 18.10.2006 г. № А17-1417/5-2006).
Данную позицию Суда поддержал и ВАС РФ, который определением от 07.02.2007 г. № 649/07 отказал в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
В результате сложившейся арбитражной практики пришлось высказаться и Минфину, который в комментируемом письме привычно указав, что операции по реализации продуктов питания школе, финансируемой из бюджета, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусмотрены, все же признал, что в то же время в соответствии с Определением ВАС РФ от 07.02.2007 г. № 649/07 индивидуальный предприниматель вправе применять вышеуказанное освобождение.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!