Применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога
ФНС РФ письмом от 19.09.2022 № БС-4-21/12419@ направила сотрудникам территориальных налоговых органов для использования в работе правовую позицию Верховного Суда РФ в отношении применения повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.
Суть дела. По результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 год территориальным налоговым органом составлен акт и принято решение, в соответствии с которым обществу доначислен налог, кроме того налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата налога»), в виде штрафа.
Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении транспортного налога за 2019 год повышающих коэффициентов, установленных для определенных моделей автомобилей, принадлежащих налогоплательщику.
Решением УФНС решение территориального налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества – без удовлетворения.
Несогласие общества с указанными решениями налоговых органов послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Первая и апелляционная инстанция. Решением Арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
При рассмотрении спора суды руководствовались:
– положениями ст. 357–362 НК РФ,
– приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ «Транспортный налог» (далее – приказ Минпромторга),
– разъяснениями Минфина РФ.
В результате суды признали правомерным применение повышающих коэффициентов при исчислении налога в отношении принадлежащих обществу автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующих позициям, указанным в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для налогового периода 2019 года (далее – Перечень) под определенным номером, но прямо не поименованным в Перечне.
Кассационная инстанция. Кассационная инстанция судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменила.
Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа признал ошибочным вывод о необходимости применения повышающих коэффициентов при исчислении налога в отсутствие спорной модели автомобиля в Перечне, даже если данная модель соответствует позиции, указанной в Перечне под определенным номером.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ. Судебная коллегия Верховного Суда РФ судебный акт кассационной инстанции признал подлежащим отмене, а решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанций – оставлению в силе по следующим основаниям.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства (п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В отдельных случаях исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (в редакции, действовавшей в рассматриваемый налоговый период):
1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Таким образом, применение повышающего коэффициента при исчислении налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей установлен приказом Минпромторга, согласно которому указанный расчет основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных производителями розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода, либо по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующий установленным критериям, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга РФ.
Отсутствие в Перечне детализированного описания соответствующей марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает налогоплательщика от применения повышающего коэффициента, при соответствии транспортного средства обязательным критериям, установленным НК РФ.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что принадлежащие обществу автомобили по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям ст. 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении налога с применением повышающих коэффициентов. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствовали маркам и моделям, указанным в названном Перечне. В свою очередь дополнительные опции в комплектации принадлежащих обществу транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемых федеральным исполнительным органом власти при формировании Перечня.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда РФ считает, что кассационное постановление подлежит отмене, а судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению в силе.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615 по делу № А40-40762/2021.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!