Проявление должной осмотрительности – защита от негативных налоговых последствий

Мы работаем с поставщиками сырья, при заключении договоров на поставку просим все копии их правоустанавливающих документов (ИНН, ОГРН и др.). При проверках НДС налоговая инспекция может запросить встречные документы поставщика. Ходят слухи, что при непредставлении таковых контрагентом НДС к возмещению не принимается. Ведь мы не можем знать, насколько добросовестно поставлены учет и отчетность наших партнеров.
Как еще обезопасить себя от неприятных неожиданностей, и каким документом руководствуется ИФНС, действуя таким образом?

Ни в одном законодательном и нормативном акте не установлена обязанность хозяйствующего субъекта требовать от контрагента копий учредительных и иных документов.

Но на практике это является обычаем делового оборота.

«Подозрительность» по отношению к контрагенту вызвана так называемой должной осмотрительностью.

Несколько лет назад налоговые органы и арбитражные суды при возникновении налоговых споров употребляли словосочетание «недобросовестный налогоплательщик», хотя такого понятия в российском законодательстве не существует.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» предпринял попытку, уйдя от термина «недобросовестность» и введя понятие «налоговая выгода», систематизировать признаки, при наличии которых арбитражные суды не должны поддерживать налогоплательщика.

Под налоговой выгодой ВАС РФ подразумевает уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

По мнению арбитров, проблем с толкованием этого понятия возникнуть не должно.

Пример ситуации, в которой налогоплательщик не проявил должную осмотрительность: налогоплательщик заключает договор с контрагентом, который не имеет ИНН, не состоит на налоговом учете и к тому же фактически не находится по указанному в учредительных документах адресу.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

В постановлении от 12.02.2008 г. № 12210/07 Президиум ВАС РФ указал на то, что недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может влечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет).

Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

На основе Концепции подготовлены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

12 критерий называется «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

По мнению налоговиков, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском означает направленность на получение необоснованной налоговой выгоды.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендовано исследовать несколько признаков, в том числе:

– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

То есть, проверяя контрагента (запрашивая у него документы), Вы проявляете должную осмотрительность и тем самым обезопасиваете себя от негативных налоговых последствий.

Перечень документов, которые необходимо запросить у контрагента, чтобы проявить должную осмотрительность, законодательно не установлен. Судебная практика противоречива.

По мнению Минфина, свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента следующие факты:

– получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

– проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ (получение выписки из ЕГРЮЛ);

– получение доверенности ли иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;

– использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (письмо от 10.04.2009 г. № 03-02-07/1-177).

Таким образом, получив указанные сведения о Вашем контрагенте, Вы сможете подтвердить, что осмотрительно подошли к его выбору.

В случае, если Вы подали налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

То есть налоговый орган может запросить документы (информацию) о Вашей организации у Ваших контрагентов.

Кроме того, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Исходя из анализа сложившейся арбитражной практики при непредставлении контрагентом налогоплательщика запрошенных документов (информации) налоговые органы отказывают налогоплательщикам в возмещении НДС.

Однако суды указывают, что действующее законодательство не устанавливает зависимости между правом на возмещение налога добросовестному плательщику и фактами уплаты налога в бюджет его поставщиками, не предусматривает последствий в виде отказа в возмещении НДС добросовестному налогоплательщику в случае невозможности проверки фактов отражения в отчетности полученной выручки и уплаты НДС в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг).

При этом обоснованной является ссылка на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 16.10.2003 г. N 329-О, в котором указано, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет (постановления ФАС Московского округа от 07.02.2008 г. № КА-А41/14537/07, от 07.10.2009 г. № КА-А40/10532-09).

Таким образом, суды поддерживают налогоплательщиков в оспаривании решений налоговых органов об отказе в возмещении НДС при неполучении запрашиваемых документов (информации) у контрагентов налогоплательщиков.

Если в ходе налоговой проверки выяснится, что Ваш контрагент отсутствует по адресу, указанному при государственной регистрации, что он не сдает отчетность или не уплачивает налоги в бюджет, налоговый орган может отказать Вам в возмещении НДС.

Однако с учетом того, что у Вас есть доказательства того, что при выборе контрагента Вы действовали с должной осмотрительностью, суд вынесет решение в Вашу пользу.

То есть в случае претензий со стороны налоговых органов защищать свои интересы придется в суде.

Соответственно, подготовиться к этому надо заранее, проверяя Ваших контрагентов, проявляя тем самым должную осмотрительность.

Распечатать статью