Работник из Киргизии. До и после 12 августа
Работают граждане Киргизии, мы за них не платили НДФЛ, так как у них был зачет авансовых уплат по патенту в сумме 2 400 руб.
Как быть с НДФЛ с августа 2015 г. по указанным сотрудникам?
До 12 августа 2015 года согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имели право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан из Киргизии, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.
В соответствии со ст. 227.1 НК РФ граждане Киргизии уплачивали фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом их индексации на коэффициент-дефлятор 1,307 и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области, равный 1,5303.
Таким образом, в Свердловской области размер ежемесячного авансового платежа составлял 2 400,12 руб. (1 200 руб. Ч Ч 1,307 Ч 1,5303).
Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, осуществляющих трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
П. 2 ст. 226 НК РФ также установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 НК РФ, с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
То есть Ваша организация как налоговый агент исчисляла сумму НДФЛ по ставке 13% с доходов иностранного работника за период действия патента.
Исчисленную сумму НДФЛ Вы уменьшали на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Согласно п. 7 ст. 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
Если сумма фиксированного авансового платежа по НДФЛ была равна или превышала сумму исчисленного по ставке 13% НДФЛ налоговым агентом, то налоговый агент НДФЛ в бюджет не платил.
12 августа 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанный 8 мая в Москве президентами России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
Следовательно, граждане Киргизии могут работать в России без оформления единого трудового патента.
В письме от 19.08.2015 г. № 03-04-07/47939 Минфин РФ разъяснил, что доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в РФ, облагаются с применением налоговой ставки 13% независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено Соглашением между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.
В отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный НК РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы (конец цитаты).
Следовательно, для исчисления НДФЛ доходы, выплаченные в августе гражданину Киргизии, нужно поделить на два периода: до 12 августа и после 12 августа.
Для уменьшения суммы НДФЛ за период с 1 по 11 августа полагаем, что нужно пропорционально рабочим дням рассчитать уплаченный иностранным работником фиксированный авансовый платеж за август.
По доходам, полученным иностранным работникам с 12 августа, НДФЛ исчисляется по ставке 13% без уменьшения на сумму фиксированного авансового платежа.
При этом нужно учитывать, что, по мнению Минфина, положение Договора о Евразийском экономическом союзе о применении к доходам граждан государств — членов Договора от трудовой деятельности налоговых ставок, предусмотренных для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов государств-членов, не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами в соответствующем государстве.
Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются.
В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства-члена.
Граждане государств — членов Договора смогут получать в РФ установленные ст. 218–221 НК РФ налоговые вычеты только после приобретения ими статуса налоговых резидентов РФ, определяемого в порядке, установленном в ст. 207 НК РФ (письмо от 09.04.2015 г. № 03-04-06/20223).
Поэтому если гражданин Киргизии получил статус налогового резидента, налоговый агент вправе уменьшить сумму дохода на налоговые вычеты по НДФЛ.
Если не получил – права на применение налоговых вычетов не возникает.
Аналогично определяется два периода и для расчета страховых взносов.
Выплаты, которые начислены с 1 по 11 августа, облагаются страховыми взносами в ФСС РФ по тарифу 1,8% (п. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, на основании ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ не подлежат.
Выплаты, которые начислены с 12 августа, облагаются страховыми взносами в ФСС РФ по тарифу 2,9%, в ФФОМС – 5,1%.
Согласно п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств—членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, с 12 августа 2015 года граждане Киргизии, временно пребывающие в РФ и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС РФ и ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ.
С 12 августа 2015 года граждане Киргизии, временно пребывающие в РФ и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение).
В письме от 13.03.2015 г. № 17-3/ООГ-268 Минтруд РФ разъяснил, что п. 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Учитывая, что Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, с 12 августа 2015 года выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Киргизии, подлежат также обложению страховыми взносами в ПФР в общеустановленном законодательством РФ порядке.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!