Расчеты за услуги телефонной связи при аренде помещений

Как учитываются расходы по оплате междугородных переговоров у арендатора и арендодателя, если в договоре аренды прописано, что арендатор возмещает стоимость междугородных переговоров по отдельному счету? Какие документы выставляет арендодатель арендатору?

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Оператор связи – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Закона «О связи»).

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержден постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87 и включает, в том числе, услуги местной, междугородной и международной телефонной связи.

Таким образом, оказание услуг междугородной телефонной связи может осуществляться только на основании соответствующей лицензии.

Арендодатель сам является пользователем услуг телефонной связи на основании заключенного им договора с оператором связи и в отсутствие соответствующей лицензии не вправе оказывать такие же услуги арендатору.

Поэтому в данном случае можно говорить только о возмещении или компенсации, но не об оплате арендатором арендодателю услуг телефонной связи.

Затраты арендатора по возмещению арендодателю стоимости телефонных переговоров признаются прочими расходами арендатора, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании п.п. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ наряду с арендными платежами.

Такие разъяснения дал Минфин РФ в письме от 07.12.2005 г. № 03-03-04/1/416.

Для подтверждения этих расходов арендатор может использовать следующие документы:

– договор аренды, в котором прописано условие о возмещении арендодателю стоимости междугородных телефонных переговоров арендатора;

– счета на возмещение стоимости услуг связи, выставленные арендодателем;

– копии счетов, выставленных арендодателю оператором связи.

При этом непосредственно в договоре аренды или в дополнительном соглашении к нему желательно детально оговорить порядок и сроки представления арендодателем арендатору указанных счетов.

Так как арендодатель не оказывает арендатору услуги телефонной связи, то составлять акты об оказании услуг не требуется.

Все сказанное выше относится и к арендатору, применяющему упрощенную систему налогообложения, с той лишь разницей, что затраты по возмещению стоимости услуг телефонной связи уменьшают налоговую базу при УСН на основании п.п. 4 ст. 346.16 НК РФ.

Если стороны договора аренды применяют общую систему налогообложения, то могут возникнуть проблемы, связанные с принятием арендатором к вычету сумм НДС, предъявленных арендодателю оператором связи.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур.

Соответствующие счета-фактуры выставляются, в частности, при реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Поскольку арендодатель не реализует арендатору услуги связи, а только получает компенсацию своих затрат по оплате данных услуг, фактически потребленных арендатором, то и выставлять арендатору соответствующие счета-фактуры арендодатель не вправе.

Минфин РФ в письме от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 рассмотрел ситуацию, связанную с возмещением арендодателю расходов по оплате электроэнергии.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ поставлять абонентам электрическую энергию могут только специализированные энергоснабжающие организации.

Следовательно, арендодатель не вправе непосредственно поставлять арендатору электроэнергию (как и оказывать услуги телефонной связи).

Таким образом, рассмотренная в этом письме ситуация аналогична Вашей.

Минфин РФ сделал вывод о том, что по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.

Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет налога на добавленную стоимость, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает.

То есть суммы НДС, предъявленные арендодателю оператором связи, в части услуг, потребленных арендатором, не могут быть приняты к вычету ни одной из сторон договора аренды.

Выходом из этой ситуации может стать включение в договор аренды элементов договора комиссии, в соответствии с которым арендодатель-комиссионер будет приобретать для арендатора-комитента услуги связи от своего имени, но по поручению и за счет арендатора-комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

В этом случае компенсация расходов по оплате услуг телефонной связи будет являться возмещением расходов арендодателя-комиссионера по исполнению поручения (такое возмещение предусмотрено ст. 1001 ГК РФ).

При этом арендодатель-комиссионер выставляет арендатору-комитенту счет-фактуру с отражением в нем показателей из счета-фактуры, выставленного оператором связи.

Такой «перевыставленный» счет-фактура является основанием для принятия арендатором-комитентом сумм НДС к вычету (подробно о расчетах при оформлении посреднических отношений между арендатором и арендодателем мы писали в № 24 «А-Э» за 2006 г. на стр. 35).

В оформлении посреднических отношений заинтересован и арендодатель.

Налоговые органы неоднократно говорили об обязанности арендодателя включать полученные от арендатора суммы компенсации стоимости коммунальных услуг и услуг связи в доходы, а затраты по оплате этих услуг специализированным организациям – в расходы арендодателя, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по единому налогу при УСН (например, письмо Минфина РФ от 09.06.2004 г. № 03-04-04/68).

Отметим, что размер таких доходов равен размеру расходов.

Поэтому доходы и расходы, как правило, перекрывают друг друга и не увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль организаций (по единому налогу при УСН).

Однако если арендодатель находится на УСН с объектом налогообложения «доходы», то он не сможет учесть в составе расходов затраты по оплате стоимости телефонных переговоров оператору связи, но должен будет учесть доход в размере полученного от арендатора возмещения при определении налоговой базы по единому налогу.

Позиция налоговых органов по вопросу учета арендодателем полученных от арендатора сумм компенсации далеко не бесспорна, и суды нередко встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что сумма компенсации не является доходом арендодателя (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 г. № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).

Если Вы не хотите доводить дело до суда, то лучше оформить посреднические отношения.

Тогда оплата арендодателем-комиссионером услуг телефонной связи, приобретенных им для арендатора-комитента, не будет являться расходом арендодателя на основании п. 9 ст. 270 НК РФ, а суммы возмещения – его доходом на основании п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Арендодатель, применяющий УСН, также не будет учитывать суммы компенсации в составе доходов, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при УСН, установлен ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.

В данном перечне не поименованы расходы в виде денежных средств, уплаченных комиссионером в связи с исполнением им комиссионного поручения.

Значит, оплата арендодателем, применяющим УСН, оператору связи стоимости телефонных переговоров арендатора не будет являться расходом арендодателя.

Распечатать статью