Расходы на оплату труда. Налоговики против Минфина

(Письмо ФНС РФ от 05.05.2009 г. № 3-2-06/50)
 

Ст. 325 Трудового кодекса РФ установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Для целей налогообложения прибыли фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством – для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем – для иных организаций, относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 252 НК РФ).

Минфин считает, что оснований для принятия предложения о возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на расходы по оплате проезда работников к месту использования отпуска на территории РФ и обратно вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не предусмотрено (письма от 12.03.2008 г. № 03-03-06/1/169, от 13.08.2007 г. № 03-03-06/1/561).

В последний раз Минфин подтвердил свою позицию в письме от 27.03.2009 г. № 03-03-05/50.

Арбитражные суды не согласны с финансовым ведомством и отмечают, что из буквального толкования нормы п. 7 ст. 255 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе включать в расходы на оплату труда фактические расходы по оплате проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно вне зависимости от расположения организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и разрешительного порядка, предусмотренного нормами других отраслей права (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 г. № А74-546/06-Ф02-4562/06-С1).

Это удивительно, но против Минфина выступила также ФНС РФ.

В комментируемом письме ФНС указала, что в п. 7 ст. 255 НК РФ предусмотрена прямая норма, позволяющая отнести к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли расходы по оплате проезда работников к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно в порядке, предусмотренном работодателем, организациями, не финансируемыми из соответствующих бюджетов, независимо от места расположения этих организаций.

Однако, сетуют налоговики, из письма Минфина РФ от 27.03.2009 г. № 03-03-05/50 следует, что положения п. 7 ст. 255 НК РФ в части расходов на оплату проезда работников организации к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, распространяются исключительно на организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

ФНС РФ считает, что разъяснения в указанном письме Минфина РФ прямо противоречат требованиям федерального нормативного акта (ст. 255 НК РФ) и являются основанием для порождения спорных ситуаций.

Самое примечательное в том, что ФНС полагает о преждевременном доведении указанного письма Минфина РФ до территориальных органов.

То есть налоговые инспекции не будут возражать против учета налогоплательщиками расходов на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно в составе расходов на оплату труда.

Распечатать статью