Рекомендации по отражению в бухотчетности ОС, капвложений и арендных платежей

Минфином РФ разработаны рекомендации аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 г. (приложение к письму Минфина РФ от 23.12.2022 № 07-04-09/126779).

Приводим наиболее актуальные рекомендации для бухгалтеров по отражению в годовой бухгалтерской отчетности активов и обязательств в виде основных средств, капитальных вложений и арендных платежей.

Применимые федеральные стандарты бухгалтерского учета и изменения в учетной политике

Минфин РФ напомнил, что с 2022 года вступили в силу федеральные стандарты бухгалтерского учета:

ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденные приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н,

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н. ФСБУ 25/2018 применяется с учетом изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 29.06.2022 № 101н.

Основные положения и комментарии к требованиям, установленным ФСБУ 6/2020 опубликованы в № 7 и № 8 Бюллетеня за 2021 год.

Основные положения и комментарии к требованиям, установленным ФСБУ 26/2020, опубликованы в № 11 Бюллетеня за 2021 год.

Основные положения и комментарии к требованиям, установленным ФСБУ 25/2018, опубликованы в № 12 Бюллетеня за 2020, в № 1 за 2021 год.

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика» (утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

В случае, если законодательство РФ или нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету допускает несколько способов отражения последствий изменения учетной политики, организация осуществляет выбор одного из этих способов.

Например, ФСБУ 6/2020 предусмотрено отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения этого стандарта:

перспективно – без пересчета связанных с основными средствами сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному,

ретроспективно – как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни,

с единовременной корректировкой балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному).

При выборе способа отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете необходимо исходить из требования Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. То есть организации нужно выбрать наиболее подходящий для нее способ перехода на применение ФСБУ 6/2020.

Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете, вызванного изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности, составленной с применением измененного законодательства РФ или нормативного правового акта по бухгалтерскому учету.

Отражение накопленной амортизации основных средств некоммерческими организациями при переходе на ФСБУ 6/2020

С началом применения ФСБУ 6/2020 некоммерческие организации должны начислять амортизацию основных средств в общем порядке.

Поскольку ранее эти организации амортизацию основных средств не начисляли в системном бухгалтерском учете, переход к начислению амортизации является изменением учетной политики организации, вызванным изменением нормативного правового акта по бухгалтерскому учету. Порядок отражения в бухгалтерском учете последствий данного изменения учетной политики установлен ФСБУ 6/2020.

Исходя из взаимосвязанных норм ФСБУ 6/2020, ПБУ 1/2008 и приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в случае, когда средства целевого финансирования, полученные некоммерческой организацией на приобретение и (или) создание основных средств, отражаются по группе статей «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», ретроспективное отражение последствий указанного изменения учетной политики предполагает корректировку входящего остатка по этой группе статей и других статей бухгалтерского баланса, а также связанных с ними статей бухгалтерской отчетности в порядке, установленном ПБУ 1/2008.

Условия признания затрат на проведение ремонта основных средств самостоятельными инвентарными объектами

Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами.

Такое признание осуществляется вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов основных средств, в отношении которых осуществлены указанные затраты.

Содержание понятия экономические выгоды при признании капитальных вложений в бухгалтерском учете

В соответствии с ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при соблюдении, среди прочего, условия, согласно которому понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Данное условие должно соблюдаться вне зависимости от того, осуществлены ли капитальные вложения при первоначальном приобретении, создании объектов основных средств или при последующем улучшении и (или) восстановлении их.

При оценке соблюдения приведенного условия целесообразно исходить из того, что будущие экономические выгоды, заключенные в активе, представляют собой потенциал прямого или косвенного увеличения поступлений денежных средств и их эквивалентов в организацию.

Отражение последствий пересмотра элементов амортизации

Согласно ФСБУ 6/2020 элементы амортизации объекта основных средств (срок полезного использования, ликвидационная стоимость, способ начисления амортизации) подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств.

Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации.

Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений установлены ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Напомним, п. 4 ПБУ 21/2008 предусматривает, что изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

– периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

– периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

Информация об изменении оценочного значения отражается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Определение ликвидационной стоимости объектов основных средств

Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия этого объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока использования.

ФСБУ 6/2020 не содержит ограничений допустимых способов определения ликвидационной стоимости основных средств.

Однако, избранный организацией способ должен обеспечивать исполнение соответствующих требований к формированию в бухгалтерском учете информации, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, в частности, ПБУ 1/2008 и ФСБУ 6/2020.

Определение способа и цели использования предмета аренды арендатором

Согласно ФСБУ 25/2018 объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении условий, определенных в п. 5 этого стандарта.

Согласно одному из таких условий арендатор должен иметь право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Исходя из ПБУ 1/2008, при оценке соблюдения указанного условия целесообразно использовать соответствующие положения МСФО (IFRS) 16 «Аренда». В частности, следует принимать во внимание, что, исходя из МСФО (IFRS) 16, арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды, если в рамках своего права пользования, определенного в договоре, он может изменять то, как и для какой цели используется предмет аренды в течение срока использования. Примерами прав принятия решений, которые в зависимости от обстоятельств предусматривают право изменять то, как и для какой цели используется актив, в рамках установленного объема прав арендатора на использование, являются права на изменение вида продукции, производимой предметом аренды; права на изменение момента производства продукции, места производства продукции; права на изменение решения о выпуске продукции и о количестве такой продукции.

Учет НДС в составе арендных платежей

Состав платежей, включаемых в арендную плату, и лизинговых платежей определены соответственно ст. 614 Гражданского кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Указанными актами не предусмотрено включение в состав арендных платежей НДС и иных налогов.

Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Таким образом, как для арендатора, так и для арендодателя сумма НДС (возмещаемого и невозмещаемого) представляет собой обязательство по уплате налогов, возникающее вследствие исполнения требований законодательства о налогах и сборах.

Исходя из этого, в состав арендных платежей не включаются суммы возмещаемого и невозмещаемого НДС, уплачиваемые как арендатором, так и арендодателем. При этом последствия изменения учетной политики в отношении невключения НДС в состав арендных платежей подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно.

Отражение арендных платежей в Отчете о движении денежных средств арендатором

Для целей составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций) согласно ПБУ 23/2011 денежные потоки организации подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.

Исходя из ПБУ 1/2008, при определении арендатором к какому виду денежных потоков относятся арендные платежи целесообразно использовать соответствующие положения МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда». В частности, согласно МСФО (IAS) 7 денежные выплаты, осуществленные арендатором в счет уменьшения непогашенной суммы обязательств по аренде, являются примером денежных потоков от финансовой деятельности.

Распечатать статью