Рекомендации по структуре и численности работников службы охраны труда

(Приказ Минтруда РФ от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда»)

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 223 ТК РФ).

При отсутствии у такого работодателя службы охраны труда, специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 223 ТК РФ).

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

Для указанных работодателей приказом Минтруда РФ от 31.01.2022 № 37 утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда.

Рекомендации включают в себя следующие разделы.

I. Организация службы охраны труда

В разделе установлено, что служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, состоящим из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником).

Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:

организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;

контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;

изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

II. Определение структуры Службы

В разделе указаны факторы, которые рекомендуется учитывать при формировании структуры Службы:

– организационная (штатная) структура,

– специфика вида деятельности предприятия (организации),

– наличие удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств),

– особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,

– штатная численность работников,

– установленный по результатам проведения специальной оценки условий труда уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровень профессиональных рисков, наличие работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

III. Определение нормативной численности работников Службы

В разделе приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.

Пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя приведен в приложении № 1 к Рекомендациям.

IV. Методика расчета численности работников Службы охраны труда

В разделе приведена инструкция по расчету рекомендуемой нормативной численности работников Службы у работодателя.

Нормативы численности основаны на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, отражающих трудоемкость, а также организационные, экономические, технические и иные условия выполнения работ и функций.

Распечатать статью