Составляем смету доходов и расходов для ТСЖ

Смета доходов и расходов ТСЖ – это документ, который необходим для планирования деятельности ТСЖ и контроля расходования средств, внесенных собственниками.

При утверждении сметы общим собранием члены ТСЖ выражают свое согласие или несогласие с предлагаемыми правлением мероприятиями по содержанию и ремонту.

Они вправе заблокировать расходы, которые посчитают нецелесообразными.

Расходование средств с расчетного счета допускается только в соответствии со сметой (п. 4 ст. 151 Жилищного кодекса РФ, далее – ЖК РФ).

О том, как именно должна выглядеть смета доходов и расходов ТСЖ, нормативные документы умалчивают.

Однако подп. 2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ содержит указание на то, что должно отражаться в смете:

  • необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
  • затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома,
  • специальные взносы и отчисления в резервный фонд,
  • расходы на другие установленные законом и уставом товарищества цели.

Когда ТСЖ может не составлять Смету доходов и расходов

ТСЖ не должно составлять смету только в том случае, если при наличии товарищества домом управляет УК, а ТСЖ контролирует ее работу в рамках договорных отношений с ней.

Сроки принятия годовой сметы доходов и расходов

Составление сметы доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год, а также отчетов об их исполнении, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения входит в обязанности правления ТСЖ (ч. 3 ст. 148 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся (п. 4, 8.1 ч. 2 ст. 145, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491):

  • утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об их исполнении, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок). Члены ТСЖ и собственники помещений в МКД, не являющиеся членами товарищества, наделены правом ознакомления с перечисленными документами (п. 3 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ);
  • установление размера обязательных платежей и взносов для членов ТСЖ, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества.

Сроки принятия годовой сметы доходов и расходов Жилищный кодекс не регламентирует.

На практике новая смета на год принимается одновременно с утверждением отчета об исполнении сметы доходов и расходов за предыдущий год.

Прошлогодний отчет подлежит утверждению до 31 марта, поскольку входит в состав информации, раскрываемой в течение I квартала текущего года за предыдущий год.

В отсутствие утвержденных смет доходов и расходов все расходы ТСЖ являются нецелевыми и могут быть обжалованы в соответствующем порядке.

Последствия отсутствия Cметы доходов и расходов

Согласно ч. 4 ст. 151 ЖК РФ правление ТСЖ имеет право распоряжаться средствами ТСЖ, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества. Любое отступление от сметы при финансировании тех или иных расходов является нецелевым расходованием. Таким образом, в отсутствие утвержденной сметы сбор и расходование средств, которые аккумулируются на расчетном счете ТСЖ незаконны.

Ответственность ТСЖ за отсутствие сметы не установлена, однако это может иметь определенные негативные последствия для товарищества.

Многие собственники жилых и нежилых помещений не вносят платежи за жилищно-коммунальные услуги, считая, что в отсутствие сметы взимание платы за содержание жилья необоснованно, поскольку объем затрат ТСЖ документально не подтверждается.

Жилищная инспекция в рамках проверок таких ТСЖ выносит предписание – утвердить смету и принять решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья с учетом утвержденной сметы (например, в Постановлении АС ВВО от 15.10.2014 № Ф01-4157/2014 по делу № А82-15307/2013).

В отсутствие сметы взыскание с неплательщиков задолженности за жилищные услуги весьма затруднительно.

Так, в деле № А40-108757/10-149-364, рассмотренном в Определении ВАС РФ от 24.11.2011 № ВАС-15368/11, ТСЖ не удалось взыскать с собственника нежилого помещения в МКД задолженность, рассчитанную на основании цен, ставок и тарифов, утвержденных региональным органом власти.

В Постановлении ФАС СЗО от 27.08.2007 по делу № А05- 1197/2007 также сделан вывод, что при отсутствии сметы ТСЖ не вправе взыскать с должников — собственников помещений обязательные платежи (за исключением фактически понесенных и документально подтвержденных расходов).

Что является основой для составления Сметы доходов и расходов

Типовых форм сметы ТСЖ и классификации входящих в нее статей не существует. При составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности ТСЖ. Составлению сметы доходов и расходов ТСЖ предшествует формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД.

Согласно п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 с учетом минимального перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 ТСЖ должно сформировать годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД.

Затем необходимо рассчитать и обосновать финансовые потребности для выполнения работ из данного перечня с указанием источников их покрытия (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ).

В п. 35 Правил содержания общего имущества в МКД закреплено, что размеры платы за содержание жилого помещения и обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД, отчета о его выполнении относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (п. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Исходными данными при составлении годового бюджета ТСЖ (сметы доходов и расходов) являются:

  • бюджеты прошлых лет (на один — три года) и их выполнение;
  • технические характеристики комплекса недвижимого имущества (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность здания, наличие и состояние лифтов, насосов и другого оборудования, и т.д.);
  • уровень инфляции (в том числе предстоящее повышение тарифов на содержание жилья, утверждаемых местным органом РЭК (как правило, тарифы повышаются ежегодно с 1 июля));
  • регулярность поступления денежных средств от жителей;
  • количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья – регулярность поступления бюджетных средств на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • предполагаемая заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;
  • цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;
  • остатки финансовых средств с прошлых лет;
  • остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт.
  • сумма затрат на запланированные работы по модернизации/ремонту МКД, объектов на балансе ТСЖ.

Денежные средства, оставшиеся неизрасходованными в текущем году, включаются входящим остатком в смету доходов и расходов следующего года.

В отличие от бюджетных учреждений, целевые поступления на содержание ТСЖ и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования.

Главное – их конечное использование на содержание ТСЖ и ведение уставной деятельности.

При этом целевые поступления (членские взносы), не израсходованные в текущем году и включаемые в смету доходов и расходов следующего года, не облагаются налогом на прибыль или УСН (Письма Минфина РФ от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, от 09.04.2008 № 03-03-06/4/24, от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011614@).

В следующих номерах «АБ» расскажем, что входит в доходную и расходную часть сметы; как собственнику проверить смету доходов и расходов ТСЖ; какие ошибки совершают при составлении сметы.

Распечатать статью