Трудовые книжки. Уточненные правила

(Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 132 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225»)

Все, что касалось трудовых книжек, всегда было в ведении Минтруда.

Теперь же Правительство РФ передает полномочия по нормативному регулированию ведения, заполнения и хранения трудовых книжек Минздравсоцразвития РФ.

В настоящее время действует Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69.

Комментируемым постановлением Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития утвердить новую инструкцию по заполнению трудовых книжек.

Изменения, внесенные в Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в основном связаны с приведением Правил… в соответствие с Трудовым кодексом РФ.

Напомним, что с 6 октября 2006 г. индивидуальные предприниматели — работодатели обязаны вести на своих работников трудовые книжки.

В связи с этим по всему тексту Правил… слово «организации» заменено на слово «работодатели».

В частности, конкретизировано, что работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.

Работодатель — физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

П. 28 Правил… установлено, что если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации — работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Теперь соответствующая норма введена и для индивидуальных предпринимателей: если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем — физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена в установленном порядке, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Согласно п. 7 Правил… работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.

Уточнено, что срок в три дня исчисляется в рабочих днях.

Изменены сроки хранения трудовых книжек, не полученных работниками.

В настоящее время трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в течение 2 лет в кадровой службе организации отдельно от остальных трудовых книжек.

По истечении указанного срока невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

В соответствии с изменениями трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством РФ об архивном деле.

Напомним, что согласно ст. 342 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения, утвержденного Росархивом 06.10.2000 г., трудовые книжки хранятся до востребования, а невостребованные – не менее 50 лет.

Распечатать статью