Учетная политика организации на 2006 год

Продолжение. Начало в № 41 «А-Э».

 

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, действующие в настоящее время:

1. По учету основных средств

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7

2. По учету основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а (в ред. от 28.01.2002 г.)

3. По учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100

4. По учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78

5. По учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 г.)

6. По учету результатов, выявленных инвентаризацией

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 г. № 26

7. По учету торговых операций

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132

8. По учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 г. № 66

9. По учету труда и его оплаты

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1

10. По учету сельскохозяйственной продукции и сырья

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. № 68

11. Авансовый отчет

Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. № 55

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Ст. 12 Закона о бухучетеустановлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Перечень имущества, порядок и сроки проведения инвентаризации в этих случаях определяются руководителем организации.

Закон устанавливает несколько случаев, при которых проведение инвентаризации обязательно:

– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

При этом вп. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, уточнено, что имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года, можно не включать в перечень имущества, подлежащего инвентаризации в данном случае.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

– при смене материально ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Поскольку инвентаризация в случаях, указанных выше, должна проводиться организациями в обязательном порядке, в учетной политике указывать эти случаи не обязательно.

Учитывая специфику деятельности, а также в целях более жесткого контроля организация имеет право проводить инвентаризацию любого имущества и в любые сроки, а не только обязательную.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации и закрепляются в учетной политике организации.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49, под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

При проведении любых видов инвентаризации следует руководствоваться указанными Методуказаниями по инвентаризации…, в которых определены:

– общие правила проведения инвентаризации;

– инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

– инвентаризация расчетов;

– инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов;

– составление сличительных ведомостей по инвентаризации;

– порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Порядок контроля за хозяйственными операциями

Согласно п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности… создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Поэтому организация должна установить порядок и график прохождения документов.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы.

Следовательно, целесообразно определить круг ответственных за оформление документов лиц, а также сроки выполнения работ по созданию, проверке, обработке и передаче в бухгалтерию организации документов.

При составлении графика документооборота в организации можно взять за основу Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983 г. № 105, или разработать свой собственный график.

График документооборота или разработанный стандарт документооборота в организации должен быть утвержден приказом об учетной политике организации.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, а также организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Поэтому организация, помимо нормативно утвержденных, может самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике собственные регистры бухгалтерского учета, подробно расписать технологию обработки учетной документации.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Место и условия хранения документов учетной информации организация также определяет самостоятельно.

Срок хранения документов бухгалтерского учета установлен ст. 17 Закона о бухучете.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Поэтому в учетной политике можно установить срок хранения указанных документов, если вы хотите хранить их в течение времени большего, чем установлено законодательством.

Формы бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н, являются рекомендательными.

Организация вправе самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности, учитывая образцы форм, утвержденных приказом № 67н.

В этом случае разработанные формы бухгалтерской отчетности должны быть утверждены приказом об учетной политике.

При этом при разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу № 67н, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и пр.), изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Организация может установить, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям Отчета («в том числе» или «из них»).

Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организация должна обеспечивать при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия.

Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к приказу № 67н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и иных положениях по бухгалтерскому учету.

В этом случае в учетной политике должно быть закреплено, что организация применяет формы отчетности, рекомендованные Минфином РФ.

Продолжение – в следующем номере.
Распечатать статью