Важные поправки в административном законодательстве
– скорректирован перечень субъектов, которым штраф за административное правонарушение может быть заменен на предупреждение,
– скорректированы отдельные нормы, регулирующие отношения в рамках государственного контроля (надзора).
В № 16 «АБ-Экспресс» за 2022 год был опубликован комментарий к Федеральному закону от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), касающиеся смягчения ответственности за административные правонарушения для организаций, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц.
Одним из новшеств в сфере административной ответственности стала норма, согласно которой в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то при определенных условиях наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).
Норма о замене наказания в виде штрафа на предупреждение распространялась на некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также их работников) при соблюдении условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ.
С 25 июля 2022 года указанная норма распространяется на все хозяйствующие субъекты без ограничения, то есть при определенных условиях штраф может быть заменен на предупреждение в том числе крупным субъектам предпринимательства.
Следующая поправка касается расширения перечня административных правонарушений, когда норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не применяется.
К числу таких правонарушений с 25 июля 2022 года относится:
– неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21. КоАП РФ).
Под инсайдерской информацией понимаются сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну, распространение которых может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров;
– совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 15.27.3 КоАП РФ);
– манипулирование рынком (ст. 15.30 КоАП РФ).
К манипулированию рынком относятся, например, следующие действия:
– умышленное распространение через средства массовой информации, интернет заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
– совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром по предварительному соглашению между участниками торгов, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня, который сформировался бы без таких операций.
Полный перечень административных правонарушений, когда норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не применяется можно посмотреть в № 16 «АБ-Экспресс» за 2022 год (публикация «Когда организация или ее должностные лица могут избежать административной ответственности»).
С 25 июля 2022 года введен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении контрольной (надзорной) проверки и возбудившим дело об административном правонарушении в ходе проведения указанной контрольной (надзорной) проверки (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).
Исключение из этой нормы – когда административное наказание назначается без составления протокола.
Административное наказание назначается без составления протокола, например, в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, фиксация которого произведена с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае выносится постановление по делу об административном правонарушении и вручается правонарушителю.
С 25 июля 2022 года увеличена отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа с 1 месяца до 6 месяцев (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ).
Отсрочка возможна при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки.
Следует отметить, что КоАП РФ не содержит перечня оснований для отсрочки.
Однако, исходя из высшей судебной практики (в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства») вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
С 25 июля 2022 года при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления контроля (надзора) не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере 1/2 суммы наложенного административного штрафа (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Указанное правило не распространяется на следующие виды правонарушений, выявленные в ходе осуществления контроля (надзора):
– в области связи и информации (ст. 13.15 КоАП РФ, ст. 13.37 КоАП РФ),
– в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст. 14.31 КоАП РФ, ст. 14.31.2 КоАП РФ, ст. 14.32 КоАП РФ, ст. 14.33 КоАП РФ, ст. 14.56 КоАП РФ),
– в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП РФ, 15.30 КоАП РФ),
– против порядка управления (ст. 19.3 КоАП РФ, ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.5.1 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7.5-2 КоАП РФ, ст. 19.8 КоАП РФ, ст. 19.8.1 КоАП РФ, ст. 19.8.2 КоАП РФ, ст. 19.23 КоАП РФ, ч. 2 и 3 ст. 19.27 КоАП РФ, ст. 19.28 КоАП РФ, ст. 19.29 КоАП РФ, ст. 19.30 КоАП РФ, ст. 19.34 КоАП РФ),
– посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!