Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий
Продолжение. Начало в № 31, № 32 «А-Э».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
С 01.01.2007 г. на органы государственных внебюджетных фондов правила ст. 72 НК РФ не распространяются.
Согласно ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Уточнено, что в этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Установлено, что с 01.01.2007 г. принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке в следующих случаях, указанных в п. 2 ст. 45 НК РФ:
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
С 01 01.2007 г. не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
При этом данная норма не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
Обратите внимание!
Указанное положение применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
Значительно конкретизированы обязанности банков по исполнению решений налоговых органов о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке.
Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Кроме того, с 01.01.2007 г. приостановление операций по счету не будет распространяться на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Установлено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.
В настоящее время решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации.
С 01.01.2007 г. указанное решение налоговый орган может принять в случае, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления декларации.
Четко прописана процедура взаимодействия налогового органа, банка, налогоплательщика.
С 01.01.2007 г. решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.
Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ФНС РФ.
Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе устанавливаются ФНС РФ.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.
Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ по согласованию с ФНС РФ.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.
В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.
Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.
После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Положения ст. 76 НК РФ применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.
Арест имущества
С 01.01.2007 г. арест имущества является способом обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога, но также пеней и штрафов.
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
С 01.01.2007 г. сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
С 1 января 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
То есть переплату по федеральным налогам можно будет зачесть в счет предстоящих платежей, погашения недоимки или пени по федеральным налогам, переплату по региональным налогам – в счет предстоящих платежей, погашения недоимки или пени по региональным налогам, а переплату по местным налогам – в счет предстоящих платежей, погашения недоимки ли пени по местным налогам.
Напомним, что сейчас зачет суммы переплаты по налогу может быть произведен в счет предстоящих платежей или недоимки по этому или по любым другим налогам, при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Поэтому в настоящее время если, например, у налогоплательщика имеется переплата по ЕСН и недоимка по налогу на прибыль организаций, то зачет может быть произведен только в определенной части суммы переплаты, зачисляемой в федеральный бюджет, так как ЕСН и налог на прибыль по разному распределяются между различными бюджетами.
С 01.01.2008 г. в указанной ситуации сумму переплаты по ЕСН можно будет полностью зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль организаций, так как оба этих налога являются федеральными.
Обратите внимание!
О механизме зачета и возврата в 2007 году – читайте в «Переходных положениях».
С 01.01.2007 г. налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Обратите внимание!
Таким образом, в три раза сокращен срок, в течение которого налоговый орган обязан известить налогоплательщика о переплате налога.
В настоящее время в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.
С 01.01.2007 г. предложить провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам может как налоговый орган, так и налогоплательщик.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам будет утверждаться ФНС РФ.
С 01.01.2007 г. так же как и в настоящее время зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам будет осуществляться на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Конкретизирован механизм принятия решения о зачете сумм излишне уплаченного налога.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В этом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Указанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Обратите внимание!
Для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога налоговому органу дали в 2 раза больше времени, чем в настоящее время, – 10 дней вместо пяти.
В настоящее время ст. 78 НК РФ не содержит указания на срок, в течение которого налогоплательщик может подать заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога: трехлетний срок установлен только для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 29.06.2004 г. № 2046/04 указал, что фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию о возврате должен применяться единый правовой режим, то есть заявление о зачете налога, как и заявление о возврате, может быть подано в течение 3 лет с момента переплаты.
С 01.01.2007 г. непосредственно ст. 78 НК РФ устанавливается, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Так же как и для случаев зачета установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате излишне уплаченного налога – в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения указанного срока налоговый орган должен направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
С 01.01.2007 г. налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о принятии решений не только о зачете, но и о возврате сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Указанное сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Сообщение должно быть осуществлено в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
С учетом 10 дней на принятие решения получится практически те же две недели, в течение которых налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в настоящее время.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением указанного срока налоговым органом, на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Установлено, что территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, должен уведомлять налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
С 01.01.2007 г. в случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Обратите внимание!
Правила ст. 78 НК РФ с 01.01.2007 г. применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов.
Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Согласно ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
С 1 января 2008 года возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Обратите внимание!
О механизме возврата в 2007 году – читайте в «Переходных положениях».
С 01.01.2007 г. решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней (вместо двух недель в настоящее время) со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Обратите внимание!
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Таким образом, указанный срок сокращен в 3 раза (с 1 месяца до 10 дней).
При этом указанное сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Установлен срок – 1 месяц со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, – в течение которого должна быть возвращена сумма излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Правила ст. 79 НК РФ с 01.01.2007 г. применяются также в отношении зачета и возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей и штрафов.
Переходные положения
Обратите внимание!
С 1 января 2007 года до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ, то есть практически по правилам, действующим в 2006 году.
Кроме того, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ в новой редакции, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до 1 января 2007 года.
Все остальные положения статей 78 и 79 НК РФ, касающиеся процедурных моментов зачета и возврата, применяются в 2007 году в новой редакции указанных статей.
В случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 года в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 года в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Читайте в следующем номере:
– для отдельных категорий налогоплательщиков установлена обязанность представлять налоговые декларации в электронном виде;
– введено понятие «расчет авансового платежа»;
– упрощен порядок постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений;
– новые правила для уточненных налоговых деклараций.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!