Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий

Продолжение. Начало в № 31, № 32 «А-Э».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

С 01.01.2007 г. на органы государственных внебюджетных фондов правила ст. 72 НК РФ не распространяются.

Пеня

Согласно ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Уточнено, что в этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Установлено, что с 01.01.2007 г. принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке в следующих случаях, указанных в п. 2 ст. 45 НК РФ:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Обратите внимание!

С 01 01.2007 г. не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

При этом данная норма не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Обратите внимание!

Указанное положение применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Ст. 76 НК РФ изложена в новой редакции.

Значительно конкретизированы обязанности банков по исполнению решений налоговых органов о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Кроме того, с 01.01.2007 г. приостановление операций по счету не будет распространяться на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Установлено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

В настоящее время решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации.

С 01.01.2007 г. указанное решение налоговый орган может принять в случае, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления декларации.

Четко прописана процедура взаимодействия налогового органа, банка, налогоплательщика.

С 01.01.2007 г. решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ФНС РФ.

Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе устанавливаются ФНС РФ.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ по согласованию с ФНС РФ.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Положения ст. 76 НК РФ применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Арест имущества

С 01.01.2007 г. арест имущества является способом обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога, но также пеней и штрафов.

Соответствующие дополнения внесены в ст. 77 НК РФ.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Ст. 78 НК РФ изложена в новой редакции.

С 01.01.2007 г. сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

С 1 января 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

То есть переплату по федеральным налогам можно будет зачесть в счет предстоящих платежей, погашения недоимки или пени по федеральным налогам, переплату по региональным налогам – в счет предстоящих платежей, погашения недоимки или пени по региональным налогам, а переплату по местным налогам – в счет предстоящих платежей, погашения недоимки ли пени по местным налогам.

Напомним, что сейчас зачет суммы переплаты по налогу может быть произведен в счет предстоящих платежей или недоимки по этому или по любым другим налогам, при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Поэтому в настоящее время если, например, у налогоплательщика имеется переплата по ЕСН и недоимка по налогу на прибыль организаций, то зачет может быть произведен только в определенной части суммы переплаты, зачисляемой в федеральный бюджет, так как ЕСН и налог на прибыль по разному распределяются между различными бюджетами.

С 01.01.2008 г. в указанной ситуации сумму переплаты по ЕСН можно будет полностью зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль организаций, так как оба этих налога являются федеральными.

Обратите внимание!

О механизме зачета и возврата в 2007 году – читайте в «Переходных положениях».

С 01.01.2007 г. налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обратите внимание!

Таким образом, в три раза сокращен срок, в течение которого налоговый орган обязан известить налогоплательщика о переплате налога.

В настоящее время в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

С 01.01.2007 г. предложить провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам может как налоговый орган, так и налогоплательщик.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам будет утверждаться ФНС РФ.

С 01.01.2007 г. так же как и в настоящее время зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам будет осуществляться на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Конкретизирован механизм принятия решения о зачете сумм излишне уплаченного налога.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

В этом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Указанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Обратите внимание!

Для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога налоговому органу дали в 2 раза больше времени, чем в настоящее время, – 10 дней вместо пяти.

В настоящее время ст. 78 НК РФ не содержит указания на срок, в течение которого налогоплательщик может подать заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога: трехлетний срок установлен только для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 29.06.2004 г. № 2046/04 указал, что фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию о возврате должен применяться единый правовой режим, то есть заявление о зачете налога, как и заявление о возврате, может быть подано в течение 3 лет с момента переплаты.

С 01.01.2007 г. непосредственно ст. 78 НК РФ устанавливается, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Так же как и для случаев зачета установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате излишне уплаченного налогав течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения указанного срока налоговый орган должен направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

С 01.01.2007 г. налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о принятии решений не только о зачете, но и о возврате сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата).

Причем сообщение должно быть в письменной форме.

Указанное сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сообщение должно быть осуществлено в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

С учетом 10 дней на принятие решения получится практически те же две недели, в течение которых налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в настоящее время.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением указанного срока налоговым органом, на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Установлено, что территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, должен уведомлять налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

С 01.01.2007 г. в случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Обратите внимание!

Правила ст. 78 НК РФ с 01.01.2007 г. применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов.

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

Согласно ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

С 1 января 2008 года возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Обратите внимание!

О механизме возврата в 2007 году – читайте в «Переходных положениях».

С 01.01.2007 г. решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней (вместо двух недель в настоящее время) со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Обратите внимание!

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Таким образом, указанный срок сокращен в 3 раза (с 1 месяца до 10 дней).

При этом указанное сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Установлен срок1 месяц со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, – в течение которого должна быть возвращена сумма излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Правила ст. 79 НК РФ с 01.01.2007 г. применяются также в отношении зачета и возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей и штрафов.

Переходные положения

Обратите внимание!

С 1 января 2007 года до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ, то есть практически по правилам, действующим в 2006 году.

Кроме того, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ в новой редакции, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до 1 января 2007 года.

Все остальные положения статей 78 и 79 НК РФ, касающиеся процедурных моментов зачета и возврата, применяются в 2007 году в новой редакции указанных статей.

В случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 года в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 года в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

Читайте в следующем номере:

– для отдельных категорий налогоплательщиков установлена обязанность представлять налоговые декларации в электронном виде;

– введено понятие «расчет авансового платежа»;

– упрощен порядок постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений;

– новые правила для уточненных налоговых деклараций.

Распечатать статью