Знакомьтесь: автономные учреждения
Об автономных учреждениях
Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений
Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ
Новость для наших читателей, работающих в бюджетных учреждениях: принят Федеральный закон РФ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Кроме того, в связи с принятием данного закона, Федеральным законом РФ от 03.11.2006 г. № 175-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, в Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ, а также в некоторые законы, регулирующие деятельность образовательных и культурных учреждений.
Закон об автономных учреждениях и закон о внесении изменений в вышеуказанные нормативные акты вступают в силу по истечении 60 дней после их официального опубликования.
Публикация в Собрании законодательства РФ состоялась 6 ноября 2006 г., а в Российской газете – 8 ноября 2006 г.
Итак, с января 2007 г. будут существовать две разновидности государственных и муниципальных учреждений – бюджетные и автономные учреждения.
Причем бюджетными будут называться давно знакомые всем государственные и муниципальные учреждения, которые существуют в настоящее время, а автономное учреждение – это абсолютно новая разновидность государственных и муниципальных учреждений.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социальнокультурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Таким образом, и бюджетные, и автономные учреждения могут создаваться государством либо муниципальными образованиями для осуществления определенных функций.
В чем же тогда отличие автономных учреждений от бюджетных?
По сравнению с бюджетными, автономные учреждения получат большую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.
А значит, образовательные, культурные и прочие автономные учреждения смогут не только рассчитывать на бюджетные средства, но и на законных основаниях получать реальный доход от осуществления своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях каждое автономное учреждение будет получать конкретные задания от своего учредителя (то есть государства либо муниципального образования) в соответствии с основным видом деятельности учреждения, предусмотренным его уставом.
Так, например, для образовательного учреждения это может быть задание на подготовку определенного числа специалистов, для культурного учреждения – проведение какихлибо фестивалей, выставок и т.д.
Денежные средства в виде субвенций и субсидий из бюджета будут выделяться автономному учреждению именно на выполнение таких заданий (в отличие от бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется на основе ежегодно утверждаемой сметы доходов и расходов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством).
Заметим, что данные денежные средства не будут облагаться налогом на прибыль организаций (соответствующие дополнения внесены в п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
За рамками заданий учредителя автономное учреждение сможет по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Кроме того, автономное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности, закрепленные в его уставе, если это, как указано в законе, служит достижению целей, ради которых оно создано.
Все доходы автономного учреждения, в том числе доходы от использования закрепленного за ним имущества, поступают в самостоятельное распоряжение данного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
Предоставив автономным учреждениям реальную возможность получать доход от осуществления своей деятельности, законодатель одновременно повысил и степень ответственности автономных учреждений (по сравнению с бюджетными учреждениями) перед их контрагентами.
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции, которая будет действовать с 2007 года) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (то есть государство либо муниципальное образование).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам не только денежными средствами, но и всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Собственник имущества автономного учреждения в любом случае не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Имущество автономного учреждения закреплено за ним, как и за бюджетным учреждением, на праве оперативного управления. Собственником такого имущества является учредитель автономного учреждения, то есть Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование.
Однако если бюджетное учреждение вообще не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, то автономное учреждение не может без согласия собственника распоряжаться только недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за таким учреждением на праве оперативного управления (п. 1 ст. 298 ГК РФ в новой редакции).
При этом согласно п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях особо ценное движимое имущество – это имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Ст. 5 Закона об автономных учреждениях предусматривает два способа создания таких учреждений: создание нового автономного учреждения или изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения.
Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается собственником имущества такого учреждения, но только по инициативе либо с согласия самого учреждения.
Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!