Что нужно знать кредитору о внешнем управлении

Статья в бюллетене: Судебная практика № 7 (47) Июль 2024 , опубликовано 22.08.2024

Внешнее управление — это одна из процедур банкротства, при которой полномочия руководителя компании прекращаются, а компанией руководит внешний управляющий, которого назначает арбитражный суд.

Для кредиторов этот процесс представляет особый интерес, так как от него зависит возможность удовлетворения их требований.

В данной статье рассмотрим основные аспекты внешнего управления.

Порядок введения внешнего управления

Внешнее управление — это стадия процедуры банкротства, направленная на восстановление платежеспособности должника.

Введение внешнего управления осуществляется по решению арбитражного суда на основании ходатайства собрания кредиторов (п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве № 127-ФЗ от 26.10.2002 года, далее — Закон о банкротстве).

Для того, чтобы арбитражный суд ввел внешнее управление, необходимо, чтобы собрание кредиторов приняло соответствующее решение большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, имеющих право голоса (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Заявление о введении внешнего управления может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, самим должником или временным управляющим.

Важным условием является представление суду плана внешнего управления, который содержит мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника (ст. 106 Закона о банкротстве).

Суд должен убедиться в том, что такие меры действительно могут помочь должнику выйти из кризиса и восстановить свою деятельность.

Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев.

Этот срок может быть продлен в двух случаях:

— если кредиторы утвердили или изменили план внешнего управления, предусматривающий срок дольше первоначального;

— если по итогам внешнего управления кредиторы решили обратиться в суд с просьбой о продлении срока внешнего управления, но не дольше максимально допустимого срока.

Последствия введения внешнего управления для должника и кредиторов

Введение внешнего управления приводит к ряду значимых последствий как для должника, так и для кредиторов.

1) Приостанавливаются требования кредиторов: с момента введения внешнего управления все требования кредиторов, за исключением текущих платежей, приостанавливаются (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве).

Это означает, что кредиторы не могут предъявлять новые требования или исполнять решения суда по уже имеющимся требованиям.

2) Управление должником передается внешнему управляющему: руководитель должника отстраняется от управления компанией, а его функции передаются внешнему управляющему (п. 3 ст. 94 Закона о банкротстве).

3) Замораживаются сделки должника: все сделки, которые могут ухудшить финансовое состояние должника, требуют одобрения внешнего управляющего (п. 4 ст. 94 Закона о банкротстве).

Это защищает интересы кредиторов, предотвращая выведение активов из компании.

Внешний управляющий

Центральную роль в процедуре внешнего управления играет внешний управляющий.

Он назначается арбитражным судом из числа арбитражных управляющих (ст. 99 Закона о банкротстве).

Внешний управляющий должен обладать необходимыми знаниями и опытом для эффективного управления компанией в сложных условиях банкротства.

Основные права и обязанности внешнего управляющего:

ведение отчетности. Внешний управляющий обязан

провести инвентаризацию активов и обязательств должника; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; предоставлять кредиторам и арбитражному суду регулярные отчеты о ходе внешнего управления и финансовом состоянии должника (ст. 101 Закона о банкротстве).

— реализация плана внешнего управления. Внешний управляющий отвечает за выполнение мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, направленных на восстановление платежеспособности должника (ст. 98 Закона о банкротстве);

контроль над операциями должника. Внешний управляющий должен одобрять все значимые сделки должника, что позволяет избежать несанкционированного вывода активов (п. 4 ст. 94 Закона о банкротстве).

План внешнего управления

План внешнего управления — это документ, который содержит конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника. Он разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов (ст. 107 Закона о банкротстве).

План внешнего управления может состоять из следующих мероприятий:

  1. реструктуризация задолженности — включает продление сроков оплаты, снижение суммы долга или изменение условий кредитных договоров;
  2. продажа части имущества – включает, в том числе, реализацию непрофильных активов должника для погашения долгов;
  3. привлечение инвестиций – предполагает поиск новых источников финансирования для восстановления деятельности компании;
  4. смена руководства — предусматривает замену руководства должника на более эффективное для улучшения управления компанией.

План внешнего управления должен быть реалистичным и учитывать реальные возможности должника по восстановлению платежеспособности.

Кредиторы, в свою очередь, должны внимательно изучить предложенные мероприятия, так как от их успешной реализации зависит вероятность возврата долгов.

Основные процедуры при введении внешнего управления

Внешнее управление начинается с комплексного анализа финансового состояния должника, что позволяет определить ключевые проблемы и потенциал для восстановления платежеспособности.

На основании выявленных проблем внешний управляющий разрабатывает план, который затем утверждается собранием кредиторов (ст. 107 Закона о банкротстве).

Далее, внешний управляющий проводит мониторинг реализации плана, то есть осуществляет контроль выполнения мероприятий, которые предусмотрены планом внешнего управления, и при необходимости вносит коррективы.

В тоже время, кредиторы имеют право требовать от внешнего управляющего предоставления промежуточных отчетов о ходе внешнего управления (п. 4 ст. 101 Закона о банкротстве).

Отчет внешнего управляющего

Отчет внешнего управляющего является итоговым документом, который отражает результаты внешнего управления.

В нем содержатся данные о выполненных мероприятиях, финансовом состоянии должника, а также информация о возможности дальнейшего восстановления платежеспособности или о необходимости перехода к следующей стадии банкротства — конкурсному производству (ст. 115 Закона о банкротстве).

Отчет внешнего управляющего представляется собранию кредиторов и арбитражному суду.

На основании этого отчета кредиторы принимают решение о дальнейших действиях — продлении внешнего управления, завершении процедуры банкротства или переходе к конкурсному производству.

На что обратить внимание кредитору при введении внешнего управления

Кредиторы должны уделять особое внимание следующим аспектам при введении внешнего управления:

1) реалистичность плана внешнего управления. Кредиторам необходимо тщательно анализировать план внешнего управления на предмет его реальности и выполнимости.

Если план содержит нечеткие или слишком оптимистичные прогнозы, это может указывать на низкие шансы на восстановление платежеспособности должника;

2) компетентность внешнего управляющего. Важным фактором успеха внешнего управления является профессионализм внешнего управляющего.

Кредиторы могут инициировать замену управляющего, если у них возникают сомнения в его компетентности;

3) мониторинг хода внешнего управления. Кредиторам следует активно участвовать в процессе внешнего управления, запрашивая промежуточные отчеты и проверяя выполнение мероприятий, предусмотренных планом.

4) учет интересов всех кредиторов. Внешний управляющий должен действовать в интересах всех кредиторов.

Если кредиторы замечают, что интересы отдельных групп кредиторов ущемляются, они могут обратиться в арбитражный суд для защиты своих прав;

5) оценка рисков при переходе к конкурсному производству. Если внешнее управление не привело к восстановлению платежеспособности должника, кредиторам следует готовиться к переходу к конкурсному производству и оценивать свои шансы на удовлетворение требований в этой стадии.

Важно помнить, что внешнее управление — это не гарантия восстановления платежеспособности должника, а лишь шанс на его реабилитацию.

Поэтому грамотное взаимодействие с внешним управляющим и активная позиция кредиторов являются залогом успешного завершения процедуры банкротства.

Распечатать статью