Электронная подпись в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей: виды и порядок получе-ния

Статья в бюллетене: Бюллетень № 4 (8) – Апрель 2021 , опубликовано 11.08.2021

В ходе осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности стороны могут вести электронный документооборот при условии соблюдения требований Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федерального закона № 63).

Данный нормативный акт предусматривает наличие следующих видов электронных подписей (ЭП):

  • простая;
  • усиленная:

– усиленная неквалифицированная;

– усиленная квалифицированная.

Простой электронной подписью является ЭП, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью признается ЭП, которая:

1) получена путем криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭП;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств ЭП.

Квалифицированной электронной подписью является ЭП, соответствующая всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 63, электронный документ, подписанный квалифицированной ЭП, равнозначен документу, подготовленному на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Он может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или подзаконными нормативными правовыми актами установлена необходимость составления документа исключительно в бумажном виде.

Таким образом, квалифицированная электронная подпись необходима для:

  • подписания юридически значимых документов в электронной форме (контракты, заключаемые по результатам электронных аукционов, ценовые предложения) при осуществлении деятельности на электронных торговых площадках в качестве исполнителя;
  • подписания отчетности в электронном виде.

Квалифицированный сертификат создается аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи данного сертификата. Удостоверяющий центр выдает такие сертификаты заявителям при условии идентификации заявителя (лица, обратившегося за их получением).

Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 476-ФЗ (в редакции от 24.02.2021 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» предусмотрен следующий порядок идентификации заявителя, которая проводится:

  • при его личном присутствии;
  • без его личного присутствия:

– с использованием квалифицированной ЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата;

– либо посредством идентификации заявителя – гражданина РФ с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ (заграничный паспорт), содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

– или путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, позволяющих обеспечить безопасность передаваемых данных от угроз безопасности, актуальных при обработке биометрических персональных данных, определенных для государственных органов, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей, организаций и нотариусов (ч. 19 ст. 14.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации.

Срок введения данного порядка идентификации заявителя установлен с  01.01.2022 г.

Распечатать статью