Как мирно урегулировать спор с налоговым органом
ФНС России в письме от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590 разъяснила основные принципы заключения примирительных соглашений налоговыми органами в спорах по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля).
Когда можно заключить примирительное соглашение
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем использования примирительных процедур .
Административные правоотношения — это отношения, возникающие между государством (его органами) и гражданами или организациями в процессе осуществления государственного управления.
Публичные правоотношения регулируют отношения, связанные с обеспечением общественного порядка, защитой прав и свобод граждан, проведением государственной политики и другими публичными интересами.
Соглашения об урегулировании споров могут заключаться как по делам об оспаривании ненормативных правовых актов (решений, требований и пр.), так и по спорам о взыскании недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки.
В какой форме заключаются примирительные соглашения
Результат примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, может быть выражен в следующих формах.
1) Признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела.
Признание обстоятельств дела требует волеизъявление одой стороны, оно может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. В любом случае факт признания обстоятельств дела заносится в протокол судебного заседания.
Соглашение сторон по обстоятельствам дела является волеизъявлением нескольких сторон и оформляется в письменной форме.
В этом случае в доверенности должно быть специально оговорено право представителя на подписание соглашения по обстоятельствам дела.
Предметом соглашения по обстоятельствам дела в налоговых спорах могут стать как размер и основание налоговой задолженности, так и фактические обстоятельства, которые необходимы, например, для получения налогового вычета.
2) Соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статус и характер деятельности этого лица.
К примеру, по налоговым спорам стороны вправе достичь соглашения по обстоятельствам хозяйственных операций или по квалификации договоров.
3) Частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей.
4) Мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.
Подробно о мировом соглашении можно прочитать в № 5 Бюллетеня за 2023 год.
При рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависело возникновение налоговых последствий, повлекших изменение размера налоговой обязанности.
Например, признание налоговым органом не учтенных в ходе налоговой проверки сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др[1].
В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности.
В заключаемом соглашении об урегулировании налогового спора могут быть охвачены вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства, имеющие отношение, например, к предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым в суде решением налогового органа.
В соглашение об урегулировании спора могут быть включены вопросы об отсрочке или рассрочке уплаты сумм налогов, пеней и штрафов.
В каких случаях примирительный процедуры с налоговым органом невозможны
Исходя из публично-правовой природы налоговых споров предметом соглашения об урегулировании споров не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций по сравнению с последствиями, определенными законом.
Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям[2].
Не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров (мировые соглашения) по делам об оспаривании нормативных актов (ч. 12 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Нормативные правовые акты — это документы, содержащие правила и нормы, устанавливающие права и обязанности субъектов правовых отношений. Они имеют обязательную силу и регулируют различные сферы общественной жизни.
К нормативным правовым актам относятся законы, указы, постановления, распоряжения, инструкции, правила и другие аналогичные документы.
Не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров по делам об административных правонарушениях в связи с тем, что в КоАП РФ отсутствует возможность примирения лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Если условия заключенных соглашений об урегулировании споров не соответствуют законодательству о налогах и сборах, то этот факт является безусловным основанием для отмены таких соглашений.
В качестве примера отмены соглашения об урегулировании спора в связи с несоответствием его законодательству о налогах и сборах можно привести дело № А40-150430/2014, по которому Судебная коллегия по экономическим спорам вынесла определение от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601.
Суть дела. Определением Арбитражного суда в отношении общества была введена процедура наблюдения.
В реестр требований кредиторов должника были включены требования двух конкурсных кредиторов: налоговой службы и физического лица.
Собрание кредиторов должника большинством голосов приняло решение о заключении мирового соглашения (налоговая служба голосовала против).
По условиям мирового соглашения общество обязалось добровольно исполнить свои обязательства перед кредиторами по уплате имеющейся задолженности в течение трех лет после подписания мирового соглашения. В отношении уплаты штрафов, пеней был установлен срок погашения — не позднее 31.03.2022.
Суд первой инстанции утвердил мировое соглашение.
Не согласившись с утвержденным мировым соглашением, налоговая служба обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.
Налоговая указала на несоответствие мирового соглашения нормам налогового законодательства, так как погашение обязательных платежей было рассрочено на срок, превышающий максимально допустимый.
Решение Суда. По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия решение нижестоящего суда отменила, указав следующее.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом (п. 1 и 4 ст. 150 Закона о банкротстве).
Противоречие условий мирового соглашения федеральным законам и иным нормативным правовым актам является основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения (ч. 6 ст. 141 АПК РФ).
Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов регулируются ст. 64 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ (в редакции на момент вынесения Определения Верховного Суда РФ от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601) изменение срока уплаты (отсрочки или рассрочки) федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов допускается на срок до трех лет, остальных налогов — на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Таким образом, в мировом соглашении допускается изменение срока уплаты обязательных платежей. Для федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов этот срок не может превышать трех лет, для остальных налогов — не может превышать одного года При этом указанные сроки начинают течь не позднее даты утверждения мирового соглашения судом.
Требования налоговой службы по обязательным платежам в значительной части касались задолженности общества по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Следовательно, отсрочка по уплате этого налога не могла превышать одного года, в то время как по условиям мирового соглашения обществу был предоставлен больший период.
Утвердив мировое соглашение, условия которого явно противоречили законодательству о налогах и сборах, суд нарушил нормы АПК РФ.
[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50
[2] Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!