Надо ли нам создавать обособленное подразделение на каждый объект строительства и подавать Уведомление по форме № 1-3-Учет?

Статья в бюллетене: Бюллетень № 6 (10) – Июнь 2021 , опубликовано 23.08.2021

Вопрос. Организация занимается отделкой новостроек, зарегистрирована в Екатеринбурге. Все объекты находятся в городе Екатеринбурге. Продолжительность работ свыше месяца. Надо ли нам создавать обособленное подразделение на каждый объект строительства и подавать Уведомление по форме № 1-3-Учет?

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения такого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

По мнению налоговых органов, основным признаком обособленного подразделения организации является ведение деятельности организацией вне места ее нахождения посредством создания стационарных рабочих мест, оборудованных для своих работников в целях исполнения последними своих трудовых обязанностей. Такая точка зрения содержится в Письме ФНС России от 27 11.2007 N 09-2-03/6032@.

Налоговые органы, как правило, настаивают на том, что стройплощадки, оборудованные стационарными рабочими местами, представляют собой обособленные подразделения, а значит, организация-подрядчик обязана встать на налоговый учет по месту нахождения стройплощадки.

В то же время, согласно разъяснениям Минфина России и судов, под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, постановления АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/2016, Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/2015).

Анализ арбитражной практики показывает, что само по себе заключение договора подряда не свидетельствует о создании обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 N А05-9705/2009). В том случае, если создание всех необходимых для выполнения подрядных работ условий договором возложено на заказчика этих работ (он своевременно обеспечивает объемы работ, всю необходимую для их выполнения документацию; контролирует ход выполнения работ; дает указания по выполнению работ, требует отчет об их исполнении, составляет акты), то при таких обстоятельствах не усматривается создание именно подрядчиком стационарных рабочих мест.

Таким образом, если в договоре между подрядчиком и заказчиком написано, что последний организует рабочие места для работников подрядчика и контролирует их, строительной организации можно попытаться избежать регистрации подразделения.

Исходя из того, что однозначного ответа на вопрос, когда строительную площадку нужно признать обособленным подразделением организации-подрядчика, Минфин России не дает, а рекомендует анализировать исполнение договоров исходя из фактических обстоятельств строительства, а суды не отличаются единообразием, тем подрядчикам, кто не готов к судебным издержкам по вопросам признания стройплощадки обособленным подразделением, следует встать на учет по месту ее нахождения.

 

Распечатать статью