Налоговая реконструкция при дроблении бизнеса

Статья в бюллетене: Бюллетень № 6 (34) – Июнь 2023 , опубликовано 31.08.2023

Публикуем наиболее интересные, с нашей точки зрения, дела, связанные с практикой применения налогового законодательства в части налоговой реконструкции.

Суть дела. По итогам налоговой проверки ИФНС пришла к выводу, что Обществом была создана  противоправная схема искусственного «дробления» бизнеса», имеющая целью минимизацию налоговых обязательств за счет перераспределения выручки на взаимозависимые организации и сохранение тем самым права на применение специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения (УСН).

ИФНС приняла решение о привлечении Общества к ответственности и доначислении налогов.

Общество, не согласившись с результатами проверки в части расчета налоговых обязательств, обратилось в арбитражный суд.

По мнению Общества, при определении размера налоговых обязательств ИФНС должна была учесть уплаченные участниками группы налоги. Доначисление налогов и сборов по общей системе налогообложения (ОСН) было произведено инспекцией без учета налогов, исчисленных и уплаченных каждым участником группы за налоговые периоды, по которым были объединены их доходы. Непринятие ИФНС данных сведений при определении размера недоимки может привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки.

Позиция нижестоящих судов. Суды трех инстанций поддержали ИФНС, указав, что расчет налоговых обязательств Общества произведен ИФНС исходя из подлинного экономического содержания производимых операций, при этом уплаченные участниками группы суммы налогов могут быть заявлены плательщиками к зачету или возврату в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Позиция Верховного Суда РФ. Судебная Коллегия Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав при этом следующее.

Выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности в более высоком размере, а может служить лишь основанием для доначисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.

Установив, что имело место искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечавшего установленным законом условиям для применения УСН (так называемое «дробление бизнеса»), налоговый орган вправе консолидировать доходы и исчислить налоги соответствующему плательщику по ОСН.

При этом из существа рассматриваемого правонарушения вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности суммы налогов, уплаченные элементами схемы «дробления бизнеса» в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размеров налогов по ОСН, а также пеней и штрафов, доначисляемых решением по налоговой проверке налогоплательщику-организатору такой схемы, наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными налоговыми вычетами по НДС.

В ином случае доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм) приобретет характер дополнительной санкции, налагаемой на налогоплательщика и выходящей за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности налогообложения и противодействия злоупотреблениям в этой сфере

Суд указал, что по результатам налоговой проверки ИФНС располагала сведениями и документами, которые позволяли определить налоговые обязательства Общества по ОСН с учетом налогов, исчисленных и уплаченных иными участниками группы компаний за спорные налоговые периоды, по которым объединены их доходы, но при определении размера недоимки, пени и штрафов эти сведения инспекцией фактически во внимание не были приняты.

Эти доводы были оставлены судами без надлежащей проверки, хотя имели значение для правильного рассмотрения дела, что могло привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам проверки и, соответственно, к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика оспариваемым решением ИФНС.

Данные выводы содержатся в Определении Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.10.2022 № 301-ЭС22-11144 по делу № А43-21183/2020.

 

Распечатать статью