Налоговые проверки уведомлений о контролируемых сделках за пределами двухлетнего срока
Конституционный Суд РФ 17 июля 2023 года на официальном сайте разместил Постановление № 41-П, в котором конкретизировал правила проведения налоговой проверки контролируемых сделок при получении уточнённого уведомления.
Суть дела. В мае 2018 года российская компания предоставила в налоговый орган уведомление о проведённых за предыдущий год 111 контролируемых сделках.
Через пять месяцев налогоплательщик дополнительно уточнил детали 68 сделок, касающиеся, в основном, нумерации договоров.
Налоговая служба приняла решение о проверке одной из уточненных сделок после истечения двухлетнего срока со дня получения первичного уведомления.
Суды посчитали такое решение законным, поскольку оно было принято до истечения двухлетнего срока со дня получения повторного уведомления заявителя.
Компания считает, что оспариваемая норма и сложившаяся практика её применения нарушают конституционные принципы налогообложения, допуская назначение в указанные сроки налоговой проверки сделок, сведения о которых в повторном уведомлении не были существенно изменены.
Позиция Конституционного Суда РФ. Создание благоприятных условий для функционирования экономической системы страны предполагает право государства контролировать хозяйственную деятельность предпринимателей, в том числе через проверки их сделок, инспектирование полноты и своевременности уплаты налогов.
Сформировавшийся на практике подход, когда налоговый орган во всех случаях проверяет контролируемые сделки при получении уточнённого уведомления, обусловлен тем, что налогоплательщики через такое уведомление нередко впервые сообщают о конкретных сделках или вносят существенные изменения в сведения о сделках, содержащиеся в первоначальном уведомлении.
Однако уточнённое уведомление может корректировать также и несущественные технические ошибки и недочёты.
В такой ситуации отсчёт двухлетнего срока для проведения проверки с момента получения налоговым органом уточнённого уведомления о сделках не соответствует конституционным критериям ограничения прав и свобод, основанным на социальной оправданности и соразмерности ограничений, поэтому решение о проверках контролируемых сделок не должно быть формальным.
Налоговым органам необходимо учитывать объём, содержание и характер уточняемых сведений. Для этого требуется наличие определённых критериев начала исчисления срока проведения проверок контролируемых сделок, что обеспечит баланс частных и публичных интересов.
Оспариваемая норма на практике её применения признана неконституционной. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения.
До тех пор при получении уточнённого уведомления двухлетний срок для принятия решения о назначении проверки контролируемых сделок исчисляется со дня получения налоговым органом уточненного уведомления, если в нем впервые приведены сведения о сделке или содержатся существенные изменения сведений первоначального уведомления.
Если корректируются несущественные аспекты, срок на проведение проверки отсчитывается со дня получения налоговым органом первоначального уведомления.
Решения судов трех инстанций по делу заявителя Конституционный Суд РФ признал подлежащими пересмотру.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!