Обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г.

Статья в бюллетене: Бюллетень № 2 (18) – Январь 2022 , опубликовано 09.03.2022

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее – Закон    № 307-ФЗ).

На официальном интернет-сайте Минфина РФ  www.minfin.gov.ru размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. (рубрика «Аудиторская деятельность – Общая информация – Обязательный аудит»).

В Перечне обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г.

Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма, вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, субъект обязательного аудита.

Случаи проведения обязательного аудита в Перечне объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и в силу Закона № 307-ФЗ.

В частности, в указанном перечне приведены следующие субъекты, проведение аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год которых обязательно:

— организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.,

 сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.,

— акционерные общества,

— организации, которые имеют организационно-правовую форму фонда в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает          3 млн руб.,

— профессиональные участники рынка ценных бумаг,

— кредитные организации,

— страховые организации (в т.ч. общество взаимного страхования, профессиональное объединение страховщиков),

— клиринговые организации,

— организаторы торговли,

— депозитарии,

— негосударственные пенсионные фонды,

— акционерные и паевые инвестиционные фонды,

— микрофинансовые компании,

— операторы лотереи,

— организаторы азартных игр,

— некоммерческие организации – собственники целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб.,

— жилищные накопительные и кредитные кооперативы,

— некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента,

— застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения),

— туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 млн руб.)

— госкорпорации,

— государственные компании,

— публично-правовые компании,

— организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

 

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) в виде электронных документов.

При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности:

— либо вместе (одновременно) с отчетностью,

— либо после представления отчетности (не одновременно с ней).

В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом.

Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного приказом ФНС РФ от 18.01.2017  № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Кроме того, на основании п. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

 Сведения о результатах обязательного аудита вносятся заказчиком аудита с указанием в сообщении:

—  идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии),

— наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора,

— идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии),

— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит,

— периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность,

— даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Обратите внимание, что за нарушение требований, предъявляемых к размещению сведений о результатах обязательного аудита на Федресурсе, предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей  (ст. 13.27.1 КоАП РФ).

 

При написании статьи использовались следующие материалы: информационное сообщение Минфина РФ от 25.12.2019 № ИС-учет-21 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», информационное сообщение Минфина РФ от 19.01.2022 № ИС-аудит-50.

Распечатать статью