Прогноз Минэкономразвития на 2023 – 2025 годы
Минэкономразвития РФ на официальном сайте https://economy.gov.ru 29.09.2022 разместило Прогноз социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 г.г. (далее — Прогноз).
Публикуем наиболее значимые положения.
Прогноз разбит на блоки.
- Предварительные итоги социально-экономического развития РФ за 2022 год
В блоке приводятся данные мировой экономики, мировых финансовых и сырьевых рынков за 2022 г.
Отмечено, что из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители происходит снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках.
В декабре 2021 г. в ряде стран были зафиксированы рекордные значения инфляции, рост показателя инфляции в 2022 г. продолжился.
В этих условиях центральные банки крупнейших стран перешли к активному ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе за счет повышения процентных ставок.
В январе — августе 2022 г. динамика финансовых рынков складывалась преимущественно отрицательной.
Тенденция роста цен на мировых товарных рынках, наблюдаемая со второй половины 2020 г., продолжилась в 2022 году. Цены на большинство сырьевых товаров на сентябрь 2022 года оставались выше уровней начала 2022 года.
Далее приводятся элементы российской экономики в 2022 году.
Начиная со 2 квартала 2022 г. наблюдалось резкое сокращение импорта товаров, обусловленное введением в отношении РФ санкционных ограничений, нарушениями транспортно-логистических цепочек и общим спадом экономической активности.
В связи с мерами социальной политики (индексацией пенсий, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда на 10% с 1 июня, началом выплат на детей от 8 до 17 лет из малообеспеченных семей) Правительство РФ стабилизировало ситуацию в отношении доходов населения, начиная со 2 квартала 2022 г.
В отношении инфляции указано, что с конца февраля 2022 года уровень инфляции увеличился с 9,2% в феврале до 17,8% в апреле.
В июне и июле зафиксирована дефляция в размере 0,4%.
В осенние месяцы произошел возврат инфляции в положительную область в связи с оживлением потребительского спроса и окончания сезонного удешевления плодоовощной продукции.
- Общая характеристика прогноза социально-экономического развития на 2023 – 2025 годы в РФ.
В блоке приводится базовый вариант прогноза социально-экономического развития на 2023 — 2025 годы в РФ.
Прогнозируется, что в 2023 г. замедлится спад физических объемов российского экспорта.
По итогам 2023 г. темпы роста потребительских цен ожидаются на уровне 5,5%.
В 2024 — 2025 годах инфляция выйдет на целевой уровень Банка России 4,0%.
В отношении экономического роста указано, что основными факторами снижения ВВП в 2023 г. станут внешний спрос (как из-за санкций на российский экспорт, так и из-за замедления мировой экономики) и ограничения на стороне предложения (как следствие санкций на импортные поставки и нарушения производственно-логистических цепочек).
Негативное влияние на инвестиционную активность окажут «узкие места» в предложении оборудования и комплектующих (как импортных, так и отечественных).
Траектория развития в 2024 — 2025 гг. будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и структурной перестройке. В прогноз закладываются следующие предпосылки:
— сбалансированная бюджетная политика, подразумевающая достаточный для поддержания внутреннего спроса уровень государственных расходов при обеспечении долгосрочной бюджетной устойчивости;
— денежно-кредитная политика, учитывающая, наряду с целевым ориентиром по инфляции, необходимость подстройки структуры цен в экономике к новым условиям;
— реализация мер структурной экономической политики, направленных на переориентацию российских экспортных поставок (в том числе, через развитие транспортно-логических коридоров), замыкание производственных цепочек внутри страны и импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, развитие финансовой системы.
Дополнительным источником рисков для российской экономики является ужесточение действующего санкционного режима (де-юре либо де-факто).
Далее в Прогнозе приводятся основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2023-2025 годы: цена на нефть (долл. США за баррель), курс доллара (в рублях), индекс потребительских цен (в % год к году), ВВП(в % год к году), оборот розничной торговли(в % год к году), экспорт и импорт товаров(в млрд долл. США) и прочее.
В следующем подразделе блока указываются меры, направленные на обеспечение устойчивости развития экономики:
— обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны — за счет сокращения избыточных процедур, контрольно-надзорной деятельности, расширения мер налогового стимулирования, ускорения бюджетирования;
— обеспечение бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение предприятий оборотными средствами. На это нацелена поддержка промышленности и системообразующих организаций, льготное кредитование, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), оптимизация и расширение программ импортозамещения, снижение стоимости логистики;
— создание «зеленого коридора» для импорта — обнуление ввозных таможенных пошлин, снятие регуляторных ограничений, оптимизация таможенных процедур;
— отраслевые меры поддержки развития производства и стимулирования инноваций в промышленности (с акцентом на импортозамещение), транспорте, информационных технологиях, сельском хозяйстве, строительстве и ЖКХ, туризме;
— сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, программ переобучения, расширения программ социального контракта и мобильности трудовых ресурсов;
— стабилизация ситуации на финансовых рынках за счет поддержки работы банковской системы.
Отдельно выделены меры по поддержке рынка труда:
— увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие составляет 12 792 рубля);
— организация общественных и временных работ;
— поддержка работников в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);
— профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;
— переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;
— стимулирование найма отдельных категорий граждан;
— временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.
Полная версия документа размещена на официальном сайте https://economy.gov.ru.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!