Регулирование оборота криптовалют

Статья в бюллетене: Бюллетень № 5 (21) – Апрель 2022 , опубликовано 07.06.2022

(«Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют», опубликована на официальном сайте Правительства РФ 08.02.2022)

В настоящее время в РФ отсутствует законодательное регулирование такого высокорискованного финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта).

При этом за последние годы наблюдается существенный рост объемов денежных средств граждан РФ, вкладываемых в криптовалюты.

По экспертным оценкам, гражданами РФ открыто более 12 млн. криптовалютных кошельков, а объем средств на кошельках составляет порядка 2 трлн. рублей. Кроме того, по экспертным данным, РФ занимает  3-е место в мире по объему мировых майнинговых мощностей (майнинг – генерирование криптовалют).

Правоохранительные органы в отсутствие законодательно установленной системы прослеживаемости криптофинансовых потоков и информации об идентифицированных держателях цифровых валют не могут эффективно реагировать на правонарушения и преступления, совершаемые с их использованием.

Правительством РФ предложена Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, которая направлена на формирование легального рынка криптовалют с установлением правил оборота и круга субъектов — участников операций с криптовалютами, а также требований к ним.

Введение новых субъектов регулирования

Предлагается ввести новые субъекты регулирования — организатор системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют, иностранная биржа цифровых валют, клиенты.

Организатор системы обмена цифровых валют

Под организатором системы обмена цифровых валют понимается  банк с универсальной лицензией, внесенный в Реестр организаторов системы обмена цифровых валют, и наличием информационной системы и программного обеспечения, позволяющих обеспечить мониторинг криптовалютных транзакций с помощью цифрового сервиса «Прозрачный блокчейн».

 Сервис «Прозрачный блокчейн» будет позволять:

— определять параметры «нормальных», подозрительных и высокорисковых транзакций;

— прослеживать цепочки перемещения цифровых финансовых активов;

— мониторить поведение участников криптовалютного рынка с целью их идентификации, составления профилей, а также выявления вероятности их участия в противоправной деятельности;

— сканировать сети Интернет и Даркнет для выявления кошельков, связанных с подозрительной деятельностью для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения).

У организатора системы обмена цифровых валют предполагаются следующие функции:

идентификация участников операции обмена цифровой валюты на бумажные денежные средства, включая информацию об устройстве, с которого осуществлена транзакция, а также персональные данные физического лица, данные банковского счета, номер, срок действия и   CVC-код карты, используемой для приобретения виртуальных активов;

— проверка операции с цифровой валютой в целях выявления возможной связи с незаконной деятельностью;

— банковское обслуживание участников сделки (клиента и оператора обмена цифровых валют).

Оператор обмена цифровых валют

Оператор обмена цифровых валют осуществляет обмен цифровой валюты на денежные средства или денежных средств на цифровую валюту, а также обмен одного вида цифровой валюты на другой и действует от собственного имени и в своем интересе.

Оператором обмена цифровых валют могут являться российские юридические лица, имеющие соответствующий размер уставного капитала, зарегистрированные в Реестре операторов обмена цифровых валют и имеющие счета/электронные кошельки, открытые у организатора системы обмена цифровых валют.

Иностранная биржа цифровых валют

Покупка и продажа цифровых валют возможна на иностранной бирже.

Требования, предъявляемые к иностранной бирже цифровых валют, которая осуществляет деятельность на территории РФ:

— наличие представительства биржи на территории РФ;

— наличие технической интеграции с системой российского организатора системы обмена цифровых валют;

— наличие договора с организатором системы обмена цифровых валют, которым предусматривается установление запрета вывода денежных средств клиента с иностранной площадки на счета/электронные кошельки, отличные от счета/электронного кошелька клиента у организатора системы оборота цифровой валюты;

— запрет выступать иностранными биржами цифровых валют юридическим лицам, зарегистрированным в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

Перечень офшорных зон можно посмотреть на сайте «АБ-Экспресс» в разделе «Формы документов» «Учет и отчетность в ФНС».

— наличие разрешения или лицензии на осуществление биржевой деятельности по операциям с цифровой валютой в соответствии с требованиями законодательства страны местонахождения иностранной биржи цифровых валют (при наличии такого требования по применимому законодательству).

Клиенты.

Клиентами могут быть юридические лица и физические лица, в отношении которых проведена процедура идентификации и у которых имеются счета или электронный кошелек у организатора системы обмена цифровых валют.

Как будут совершаться операции по покупке или продаже криптовалюты

Для совершения операций по покупке или продаже цифровой валюты клиенту (физическому или юридическому лицу) необходимо:

— пройти идентификацию и открыть (уже иметь) счет (электронный кошелек) у организатора системы обмена цифровых валют;

— пройти идентификацию и открыть у оператора обмена цифровых валют криптовалютный кошелек, привязанный к счету (электронному) кошельку клиента в информационной системе организатора системы обмена цифровых валют.

При покупке или продаже цифровой валюты оператор обмена цифровых валют сообщает организатору системы оборота цифровой валюты информацию о криптовалютном кошельке клиента, который планирует совершить операцию, и о деталях совершаемой операции.

Организатор системы обмена цифровых валют проводит проверку планируемой операции криптовалютного кошелька на предмет возможной связи с незаконной деятельностью в рамках ПОД/ФТ.

После проверки операции организатор системы обмена цифровых валют направляет подтверждение о возможности операции оператору обмена цифровых валют.

После получения подтверждения от организатора системы обмена цифровых валют оператор обмена цифровых валют перечисляет цифровую валюту на криптовалютный кошелек клиента, денежные средства списываются со счета/электронного кошелька клиента и перечисляются на счет/электронный кошелек оператора обмена цифровых валют (или наоборот, если речь идет о продаже).

При покупке или продаже цифровой валюты на иностранной бирже цифровых валют расчеты денежными средствами при купле-продаже цифровых валют и расчеты пополнения баланса клиента или вывода денежных средств с баланса клиента должны совершаться исключительно по счетам/кошелькам клиента, открытым у организатора системы обмена цифровых валют.

Реализация концепции

В связи с введением нового регулирования предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или разработка нового федерального закона.

Предполагается также внести изменения В НК РФ, которые будут предусматривать обязанность декларирования сведений по операциям, связанным с использованием цифровой валюты, в случае, если сумма этих операций составит более 600 тыс. рублей, а также налоговую ответственность за непредставление в налоговые органы в установленный срок соответствующей информации об обороте средств и об остатке цифровой валюты, и за неуплату (неполную уплату) налога по операциям, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты.

Кроме того, планируется ввести:

—  административную ответственность за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними, а также за организацию незаконного приема цифровой валюты в качестве встречного предоставления;

—  уголовную ответственность за уклонение от обязанности декларирования сведений об операциях, связанных с использованием цифровой валюты, а также предусмотреть, что совершение преступления с использованием цифровой валюты является обстоятельством, отягчающим наказание.

 

Распечатать статью