Субсидии для субъектов малого и среднего предприниматель-ства из наиболее пострадавших отраслей экономики: нужно ли возвращать при ликвидации юридического лица?

Статья в бюллетене: Бюллетень № 4 (8) – Апрель 2021 , опубликовано 11.08.2021

Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляющих отрасли экономики, наиболее пострадавшие от распространения новой коронавирусной инфекции, Правительством РФ были приняты постановления о предоставлении субсидий: от 24.04.2020 г. № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и от 02.07.2020 г. № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Субсидии в соответствии с данными постановлениями Правительства РФ предоставлялись:

– для компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г. (Постановление № 576);

– для компенсации затрат, связанных с проведением в 2020 г. мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (Постановление № 976).

Субсидии предоставлялись на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого ФНС России. Также ФНС России осуществлялась проверка информации о:

– включении получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП;

– отнесении отрасли, в которой ведется деятельность, к наиболее пострадавшим  в условиях распространения коронавирусной инфекции;

– отсутствии: процесса ликвидации, процедуры банкротства, принятого решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;

– отсутствии недоимки по налогам и страховым взносам и др.

В случае отрицательного результата по данным проверки налоговыми органами принималось решение об отказе в предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением № 576 и Постановлением № 976.

Субъекты МСП не должны были включать субсидии, полученные из федерального бюджета в соответствии с Постановлением N 576, в доходы для целей налогообложения прибыли (п. 60 ч. 1 ст. 251 НК РФ). На субсидии, перечисленные согласно Постановлению N 976, данная норма законодательства не распространялась.

В соответствии с информацией ФНС России от 15.03.2021 г. «О порядке учета субсидий, которые были предоставлены предпринимателям во время пандемии», субсидии, полученные из федерального бюджета по постановлению № 576, и расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций. На субсидии, полученные в соответствии с постановлением № 976, данное освобождение не распространяется, поэтому они учитываются в доходах в общем порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Расходы, осуществленные за счет данных субсидий, также учитываются в общем порядке в зависимости от их экономической обоснованности и документального подтверждения.

В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета (форма «Сведения о застрахованных лицах», утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 г. N 83п), субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Правил предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и п. 12 Правил предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции). Это единственное основание для возврата субсидий, перечисленных в соответствии с Постановлением № 576 и Постановлением № 976.

Кроме того, следует привести позицию Казначейства России, изложенную в письме от 27.07.2020 г. № 07-04-14/03-994 «О Правилах предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции», где отмечено, что каких-либо ограничений по способу распоряжения полученной субсидией, положений о необходимости возврата неиспользованных сумм субсидий, а также необходимости направления отчета об использовании полученных сумм субсидии Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не содержат.

Таким образом, из вышесказанного следует вывод, что субсидии, полученные в соответствии с Постановлением № 576 и Постановлением № 976, в случае ликвидации организации возврату в бюджет не подлежат.

Распечатать статью