Восстановление налоговыми органами первичных деклараций
Публикуем наиболее интересные, с нашей точки зрения, дела, связанные с практикой применения налогового законодательства.
Суть дела. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении из обработки уточненных налоговых деклараций, представленных в налоговый орган неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом, и восстановлении результатов представленных налоговых деклараций за указанные периоды непосредственно обществом[1].
Решения Арбитражных судов. Арбитражные суды удовлетворили частично заявленные требования, установив отсутствие у лица полномочий на представление интересов общества в налоговых органах на момент подачи спорных уточненных деклараций в электронном виде (по причине отсутствия в налоговом органе надлежащего доказательства полномочий лица в виде оригинала доверенности), в связи с чем признали незаконными действия налогового органа по принятию уточненных деклараций.
В остальной части заявленные обществом требования были оставлены судами трех инстанций без удовлетворения, поскольку действующим налоговым законодательством и Административным регламентом налоговым органам не предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации.
Судами было отмечено, что устранение последствий нарушенного права в такой ситуации возможно только путем подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах.
Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов по такой уточненной декларации.
Решение Верховного Суда РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.
Отрицание возможности исключения из обработки налоговых деклараций организаций-налогоплательщиков, поданных помимо воли самих налогоплательщиков неуполномоченными лицами, то есть, по сути, отрицание возможности исключения из обработки ничтожных документов, не создающих каких-либо правовых оснований, по причине отсутствия законодательного регулирования данного процесса, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков.
Судами трех инстанций в споре было установлено, что налоговые декларации были поданы не самим налогоплательщиком, а иным лицом, и, по существу, было признано налоговым органом.
Ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений не могли служить основанием для отказа налогоплательщику в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений путем восстановления результатов первичных налоговых деклараций.
Данные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 306-ЭС22-7274 по делу № А55-15930/2020.
[1] Письмо ФНС России от 30.12.2022 № БВ-4-7/17924@
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!