Возмещение экспедитором упущенной выгоды в связи с утратой груза

Статья в бюллетене: Бюллетень № 11 (27) – Октябрь 2022 , опубликовано 20.11.2023

На официальном сайте  Верховного Суда РФ http://vsrf.ru размещен Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2022) (утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022).

Публикуем наиболее актуальные судебные решения.

 

Суть дела. Для доставки товара общество (грузоотправитель) заключило с компанией (экспедитором) договор транспортной экспедиции. В процессе перевозки груз компанией был утрачен.

Общество направило компании претензию, в которой потребовало возместить стоимость утраченного груза, уплаченного вознаграждения, а также возместить упущенную выгоду.

Неисполнение компанией требования общества послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с иском.

Позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанции. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск был удовлетворен частично (за исключением вознаграждения экспедитора). Содержащееся в договоре ограничение ответственности экспедитора в части возмещения упущенной выгоды не более размера уплаченного экспедитору вознаграждения признано не соответствующим ст. 11 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД).

Постановлением кассационной инстанции указанные судебные акты были изменены в части определения размера упущенной выгоды исходя из того, что поскольку в ст. 7 Закона о ТЭД не установлен какой-либо определенный размер возмещаемой упущенной выгоды, то не имеется и оснований для признания ничтожности соглашения сторон об уменьшении размеров ответственности.

Позиция Верховного Суда РФ. Судебная коллегия Верховного Суда отменила постановление кассационной инстанции и оставила в силе решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда, указав следующее.

Суды нижестоящих инстанций разошлись в оценке допустимости ограничения по соглашению сторон размера убытка (в виде упущенной выгоды), который экспедитор, принявший груз к перевозке, обязан был возместить клиенту в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

В силу ст. 15, 393 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, вправе требовать от лица, нарушившего право, полного возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Указанное означает, что норма, в которой отсутствует указание на размер подлежащих возмещению убытков, должна быть истолкована как предусматривающая их полное возмещение.

Из ст. 7 Закона о ТЭД, устанавливающего обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме.

При этом в ст. 11 Закона о ТЭД содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным.

Таким образом, обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой ст. 7 Закона о ТЭД, и в силу ст. 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды.

Указанные выводы отражены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2022 № 304-ЭС21-25713 по делу № А45-18600/2020.

Распечатать статью