Изменение в договоре аренды государственного (муниципального) имущества арендатора: с физлица на то же самое физлицо, но являющееся ИП

(Разъяснения ФАС РФ от 19.08.2019 г.)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство РФ основывается в том числе на Гражданском кодексе РФ.

Особенности порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, установлены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Таким образом, внесение изменений в договор аренды государственного имущества, изменяющих существенные условия договора, без проведения торгов является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (п. 8 ст. 448 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключениемслучаев, предусмотренных абз. 2 данного пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению ФАС РФ, внесение изменений в договор аренды государственного (муниципального) имущества в части изменения арендатора: с физического лица на то же самое физическое лицоно являющееся индивидуальным предпринимателемне будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

Распечатать статью