Изменения в законе о бухучете. Резюме от Минфина

(Информационное сообщение Минфина РФ от 22.08.2019 г. № ИС-учет-20)

В № 31 «А-Э» опубликован редакционный комментарий к Федеральному закону от 27.07.2019 г. № 247-ФЗ, которым внесены изменения в закон о бухучете.

Минфин РФ выпустил официальное информационное сообщение о внесенных изменениях.

Изменения вступили в силу 26 июля 2019 года.

Положения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО)вступят в силу с 1 января 2020 года вместе с нормами, устанавливающими новый порядок представления бухгалтерской отчетности организаций в этот государственный ресурс.

Введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера

Ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены требования к ведению первичных учетных документов организации.

Законом № 247-ФЗ данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Указанные требования главного бухгалтера должны быть оформлены в письменной форме.

В случае отсутствия должности главного бухгалтера в организации данная норма распространяется на требования иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу (юридическому или физическому), с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то работники организации также обязаны исполнять указанные требования такого лица.

Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В частности, ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.

Законом № 247-Ф? З установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения.

Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.

Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО

Законом № 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 года будет вести ФНС РФ.

В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (то есть отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс.

Исправленная отчетность представляется:

– в налоговый орган по месту своего нахождения (то есть в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);

– в виде электронного документа;

– по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС РФ;

– не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность.

Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;

– в форматах, утвержденных ФНС РФ;

– в порядке, утвержденном ФНС РФ.

Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Законом № 247-ФЗ установлено, что положения закона «О бухгалтерском учете», относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ такими полномочиями обладают получали бюджетных средств.

Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств).

Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет

В ст. 21 закона «О бухгалтерском учете» установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета.

Законом № 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее – только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).

Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.

Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Ст. 26 закона «О бухгалтерском учете» определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Законом № 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу.

Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее – ежегодно).

Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета

Согласно ст. 30 закона «О бухгалтерском учете» до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого закона.

В соответствии с Законом № 247-ФЗ в указанный период Минфин РФ и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете».

При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее – допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).

Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы

Законом № 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения закона «О бухгалтерском учете», посвященные организациям бюджетной сферы.

В частности, предусмотрено, что:

– бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (ст. 7 закона «О бухгалтерском учете»);

– порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (ст. 7 закона «О бухгалтерском учете»);

– требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные ч. 4 ст. 7 закона «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее – только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов)(ст. 7 закона «О бухгалтерском учете»);

– первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее – период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией).

Законом «О бухгалтерском учете», федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (ст. 15 закона «О бухгалтерском учете»);

– порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином РФ (ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

– порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (ст. 19 закона «О бухгалтерском учете»);

– федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином РФ до вступления в силу Закона № 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ст. 4 Закона № 247-ФЗ).

Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов

В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Законом № 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:

– Минфин РФ разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (ст. 26 закона «О бухгалтерском учете»);

– при Минфине РФ создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (ст. 25.1 закона «О бухгалтерском учете»).

Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (ст. 25 закона «О бухгалтерском учете»).

Уточнена терминология

В закон «О бухгалтерском учете» внесены следующие терминологические уточнения:

– термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы».

Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»;

– термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами».

Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.

Распечатать статью