Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Субъекты малого предпринимательства и страховые взносы

(Письмо ФНС РФ от 29.04.2020 г. № БС-4-11/7300@)

Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование – 10% как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, так и свыше установленной предельной величины, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 0%, на обязательное медицинское страхование – в размере 5%.

Ст. 315 ТК РФ определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть районные коэффициенты и процентные надбавки влияют на размер получаемых физическим лицом выплат и иных вознаграждений.

Следовательно, плательщики — субъекты МСП исчисляют страховые взносы с выплат, определяемых с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, а суммы превышения, облагаемые по пониженным тарифам страховых взносов, определяются исходя из величины МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере, меньшем или равном величине МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, страховые взносы исчисляются вышеуказанными плательщиками страховых взносов по тарифам, размер которых установлен ст. 425 НК РФ:

– до предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%;

– сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Согласно ст. 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП).

Указанные плательщики страховых взносов вправе применять тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.

ФНС сообщила, что страховые взносы по соответствующему виду страхования в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за периоды, начиная с апреля 2020 г., должны исчисляться плательщиками — субъектами МСП по следующему алгоритму.

Исчисление страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства в 2020 году

 
Формула
Результат
1.
База (за 1 месяц) × 30%

= страховые взносы, исчисленные за январь

2.

База (за 2 месяца) × 30% – страховые взносы, исчисленные за январь

= страховые взносы, исчисленные за февраль

3.

База (за 3 месяца) × 30% – страховые взносы, исчисленные за январь–февраль

= страховые взносы, исчисленные за март

Начиная с 01.04.2020 г. устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются к части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ

4.

База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ × 30% + (База (за 4 месяца) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–март

= страховые взносы, исчисленные за апрель

5.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 2 месяца × 30% + (База (за 5 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 2 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–апрель

= страховые взносы, исчисленные за май

6.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 3 месяца × 30% + (База (за 6 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 3 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–май

= страховые взносы, исчисленные за июнь

7.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 4 месяца × 30% + (База (за 7 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 4 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–июнь

= страховые взносы, исчисленные за июль

8.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 5 месяцев × 30% + (База (за 8 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 5 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь – июль

= страховые взносы, исчисленные за август

9.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 6 месяцев × 30% + (База (за 9 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 6 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–август

= страховые взносы, исчисленные за сентябрь

10.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 7 месяцев × 30% + (База (за 10 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 7 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–сентябрь

= страховые взносы, исчисленные за октябрь

11.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 8 месяцев × 30% + (База (за 11 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 8 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–октябрь

= страховые взносы, исчисленные за ноябрь

12.
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 9 месяцев × 30% + (База (за 12 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 9 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–ноябрь

= страховые взносы, исчисленные за декабрь

МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало расчетного периода.

Выплаты МРОТ – сумма выплат в размере, меньшем или равном величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.