Субъекты малого предпринимательства и страховые взносы
(Письмо ФНС РФ от 29.04.2020 г. № БС-4-11/7300@)
Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование – 10% как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, так и свыше установленной предельной величины, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 0%, на обязательное медицинское страхование – в размере 5%.
Ст. 315 ТК РФ определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть районные коэффициенты и процентные надбавки влияют на размер получаемых физическим лицом выплат и иных вознаграждений.
Следовательно, плательщики — субъекты МСП исчисляют страховые взносы с выплат, определяемых с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, а суммы превышения, облагаемые по пониженным тарифам страховых взносов, определяются исходя из величины МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере, меньшем или равном величине МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, страховые взносы исчисляются вышеуказанными плательщиками страховых взносов по тарифам, размер которых установлен ст. 425 НК РФ:
– до предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%;
– сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%.
Согласно ст. 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП).
Указанные плательщики страховых взносов вправе применять тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.
ФНС сообщила, что страховые взносы по соответствующему виду страхования в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за периоды, начиная с апреля 2020 г., должны исчисляться плательщиками — субъектами МСП по следующему алгоритму.
Исчисление страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства в 2020 году
|
|
Формула
|
Результат
|
|
1.
|
База (за 1 месяц) × 30% |
= страховые взносы, исчисленные за январь |
|
2.
|
База (за 2 месяца) × 30% – страховые взносы, исчисленные за январь |
= страховые взносы, исчисленные за февраль |
|
3.
|
База (за 3 месяца) × 30% – страховые взносы, исчисленные за январь–февраль |
= страховые взносы, исчисленные за март |
|
Начиная с 01.04.2020 г. устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются к части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ |
||
|
4.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ × 30% + (База (за 4 месяца) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–март |
= страховые взносы, исчисленные за апрель |
|
5.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 2 месяца × 30% + (База (за 5 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 2 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–апрель |
= страховые взносы, исчисленные за май |
|
6.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 3 месяца × 30% + (База (за 6 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 3 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–май |
= страховые взносы, исчисленные за июнь |
|
7.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 4 месяца × 30% + (База (за 7 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 4 месяца) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–июнь |
= страховые взносы, исчисленные за июль |
|
8.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 5 месяцев × 30% + (База (за 8 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 5 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь – июль |
= страховые взносы, исчисленные за август |
|
9.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 6 месяцев × 30% + (База (за 9 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 6 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–август |
= страховые взносы, исчисленные за сентябрь |
|
10.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 7 месяцев × 30% + (База (за 10 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 7 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–сентябрь |
= страховые взносы, исчисленные за октябрь |
|
11.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 8 месяцев × 30% + (База (за 11 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 8 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–октябрь |
= страховые взносы, исчисленные за ноябрь |
|
12.
|
База (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 9 месяцев × 30% + (База (за 12 месяцев) – База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 9 месяцев) × 15% – страховые взносы, исчисленные за январь–ноябрь |
= страховые взносы, исчисленные за декабрь |
МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало расчетного периода.
Выплаты МРОТ – сумма выплат в размере, меньшем или равном величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
