Бухгалтерские документы утрачены. Налоговые последствия

Бухгалтерские документы за 2001, 2002, 2003 годы хранились в гараже, принадлежащем индивидуальному предпринимателю. В марте 2004 г. неизвестными лицами был произведен поджог гаража, в результате которого сгорел автомобиль и все содержимое. Имеются соответствующие документы – справка отдела государственного пожарного надзора и составлен акт об уничтожении бухгалтерских документов во время пожара.

Надо ли было оповещать налоговую инспекцию о случившемся? Каким образом? Что будет, если мы этого не сделали?

Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги.

Индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет (п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).

Поэтому если Вы все же ведете бухгалтерский учет, то утрата регистров бухгалтерского учета никаких последствий не повлечет.

Какие документы обязаны хранить индивидуальные предприниматели, уточняет п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430.

В течение четырех лет предприниматели обязаны обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Кстати, утрата документов за 2001 год, с одной стороны, является нарушением вышеуказанного порядка хранения документов, а с другой стороны – фактически ничем для Вас не грозит.

Ведь налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (ст. 87 НК РФ).

То есть в 2005 году проверять могут только 2002, 2003 и 2004 годы.

Теперь расскажем о том, какие последствия может вызвать утрата документов.

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в частности, за отсутствие первичных документов, ответственность установлена ст. 120 НК РФ.

Однако индивидуального предпринимателя наказать по данной статье не могут.

Дело в том, что в тексте ст. 120 НК РФ речь идет о грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения организацией.

Следовательно, данная статья устанавливает ответственность только для налогоплательщиков — юридических лиц, а индивидуального предпринимателя наказать по ней нельзя.

Оштрафовать индивидуального предпринимателя могут за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Штраф за такое нарушение взыскивается в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако это еще не самое худшее.

Если налоговики в процессе проверки обнаружат отсутствие документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, то они могут поставить вопрос о занижении налоговой базы, и, как следствие, о неполной уплате сумм налога.

Штраф за такое нарушение предусмотрен в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Помимо штрафа придется уплатить сумму доначисленного налога и пени.

Напомним, в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы вправе определять суммы налогов, расчетным путем.

Расчет суммы налога налоговые органы в таких случаях производят на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Поэтому в случае утраты документов следует предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока.

Например, копии выписок о движении денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков; договоры, акты, накладные можно запросить у контрагентов и т.д.

Такие рекомендации дает УМНС по г. Москве в письме от 13.09.2002 г. № 26-12/43411.

Что касается необходимости проинформировать налоговые органы об утрате документов вследствие пожара, то существуют различные точки зрения.

Некоторые эксперты считают, что при утрате документов нужно немедленно обратиться в налоговые органы с заявлением об утрате документов.

К заявлению рекомендуется приложить документальные подтверждения происшествия (например, в случае пожара – справку государственного пожарного надзора).

При этом советуют договориться с руководителем налоговой инспекции о временном непроведении проверок до восстановления документов.

Однако удастся ли достичь договоренности – вопрос спорный, и налоговики могут нагрянуть к Вам буквально на следующий день.

С другой стороны, обязанность налогоплательщика информировать налоговые органы об утрате документов Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

И не исключено, что Вы успеете восстановить документы до того момента, когда налоговая соберется Вас проверить

Таким образом, Вы не обязаны оповещать налоговую инспекцию о случившемся, но можете это сделать.

Ответственность за неоповещение Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

Поэтому Вы должны сделать свой выбор, как действовать в сложившейся ситуации.

Распечатать статью