Оплата «больничных»
Как рассчитать пособие по больничному листу при общей системе налогообложения? Исходя из минимального размера оплаты труда + 15% (уральский коэффициент) или из фактической заработной платы на данном предприятии?
Работница работает на предприятии с 01.07.2005 г. и пошла на больничный по общему заболеванию с 09.08.2005 г. по 23.08.2005 г., по второму больничному листу с 07.09.2005 г. по 22.09.2005 г. При этом с предыдущего предприятия она уволилась 31.05.2005 г., где проработала 12 месяцев. С 23.09.2005 г. по 09.02.2006 эта же работница пошла на больничный по беременности и родам. Зарплата за июль – 3450 руб. (21 рабочий день), зарплата за август – 1800 руб. (12 рабочих дней).
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Действие ст. 8 Закона № 166-ФЗ продлено на 2005 год Федеральным законом РФ от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ.
В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 24.12.2003 г. № 5, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.12.2003 г. № 89, если работник работал у нескольких работодателей, то при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании трудовых договоров.
В письме от 25.02.2004 г. № 02-18/07-1202 ФСС РФ разъяснил, как следует определять 3-месячный период фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Указанный 3-месячный период фактической работы определяется в календарных днях.
Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, указанные периоды также определяются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности.
Таким образом, чтобы определить, имеет ли работница право на получение пособия по временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам), рассчитанного исходя из среднего заработка, Вы должны подсчитать количество календарных дней, фактически отработанных данной работницей в последние 12 месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам как на Вашем предприятии, так и у предыдущих работодателей.
В Вашем случае работница отработала за эти 12 месяцев более 90 календарных дней.
Согласно п. 3 и п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6, установлено, что общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в периоде нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
Кроме того, п. 30 данного Положения определяет, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит, в частности, от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Пособие по временной нетрудоспособности в других случаях, кроме трудового увечья или профессионального заболевания, выдается:
– рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет – в размере 100 процентов заработка;
– рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет – в размере 80 процентов заработка;
– рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет – в размере 60 процентов заработка.
При этом пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов заработка (п. 29 Положения).
Правила исчисления непрерывного трудового стажа утверждены постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 г. № 252.
Из Вашего вопроса неясно, какова продолжительность непрерывного трудового стажа работницы.
При этом Ваша работница с 1 июня по 30 июня нигде не работала.
По общему правилу при увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель (п. 2 Правил исчисления непрерывного трудового стажа).
Однако в Вашем случае следует учитывать, что при расторжении трудового договора беременными женщинами или матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.
Поэтому если Ваша работница уже была беременна при увольнении с предыдущего места работы, о чем у нее имеется соответствующий документ (справка из женской консультации о наличии беременности), то трудовой стаж у нее в связи с тем, что она весь июнь не работала, не прерывался. В примерах расчета пособий мы будем исходить из предположения, что непрерывный трудовой стаж работницы менее 5 лет.
Обратите внимание!
Правилами… установлено, что непрерывный трудовой стаж не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.
Данное нормативное положение противоречит Конституции РФ и применению не подлежит (Определение Конституционного суда РФ от 04.03.2004 г. № 138-О).
Пособие по беременности и родам установлено Федеральным законом РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 29.12.2004 г.).
Согласно ст. 8 данного Закона пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Однако в настоящее врем на размер пособия по беременности и родам продолжительность непрерывного трудового стажа не влияет.
Письмом от 12.01.2005 г. № 02-18/07-81 «Об исчислении пособий по беременности и родам» ФСС РФ сообщил, что согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.12.2004 г. № 1608-ВС до принятия соответствующих законодательных актов пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа с учетом установленного максимального размера пособия.
Минздравсоцразвития РФ в письме от 16.12.2004 г. № 1608-ВС пояснил, что с 1 января 2005 года вводятся ограничения размера пособия по беременности и родам в зависимости от стажа работы, однако непосредственно в законе они не конкретизируются.
В настоящее время законодательство, регулирующее обязательное социальное страхование в части учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, отсутствует, иные применяемые нормативные правовые акты об обязательном социальном страховании не содержат норм об учете продолжительности непрерывного трудового стажа для предоставления пособия по беременности и родам.
Поэтому до принятия соответствующих законодательных актов размер пособия по беременности и родам следует определять в соответствии с установленным порядком, то есть выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия.
То есть пособие по беременности и родам исчисляется в размере 100% среднего заработка (при условии, что работница в последние 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам проработала фактически не менее 3 месяцев) с учетом ограничений максимального размера пособия, установленного Федеральным законом РФ от 29.11.2004 г. № 202-ФЗ (12 480 рублей плюс районный коэффициент).
Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности по «больничному» в августе (с 9 по 23 августа).
Так как пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) исчисляется из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), то при расчете пособия по временной нетрудоспособности по «больничному», выданному с 9 августа по 23 августа 2005 года, расчетным периодом будет являться август 2004 г. – июль 2005 г.
Как разъяснил ФСС РФ в письме от 25.02.2004 г. № 02-18/07-1202, в случаях, когда работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам сменил место работы и отработал при этом более 90 календарных дней, исчисление среднего заработка осуществляется из фактического заработка по последнему месту работы.
Так как в Вашей организации работница работает с июля 2005 г., то расчетным периодом будет являться июль 2005 г.
Заработная плата в расчетном периоде составила 3450 руб.
Количество фактически отработанных в расчетном периоде дней = 21.
Средний дневной заработок = 164,29 руб. (3450 руб. : 21 день).
Общая сумма пособия по временной нетрудоспособности составит 1084,31 руб. (164,29 руб. х 11 дней х 60%).
Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности по «больничному» в сентябре (с 7 сентября по 22 сентября 2005 г.).
Сумма заработной платы, фактически начисленная за расчетный период, – 5250 руб. ( 3450 руб. + 1800 руб.).
Определим количество фактически отработанных в расчетном периоде дней.
В августе всего 23 рабочих дня, из них работница 11 дней (с 9 ав-густа по 23 августа) была на «больничном», то есть фактически за август она отработала 12 дней.
Следовательно, количество фактически отработанных в расчетном периоде дней = 33 (21+12).
Средний дневной заработок = 159,09 руб. (5250 руб. : 33 дня).
Общая сумма пособия по временной нетрудоспособности составит 1145,45 руб. (159,09 руб. х 12 дней х 60%).
Больничный лист с 23 сентября 2005 г. по 9 февраля 2006 года.
Так как больничный лист выдан работнице с 23 сентября, то расчетным периодом, как и в расчете № 2, будет июль-август 2005 г.
Сумма заработной платы, фактически начисленная за расчетный период, количество фактически отработанных в расчетном периоде дней и средний дневной заработок исчисляются в том же порядке, что и в расчете № 2. Поэтому эти данные для расчета № 3 мы возьмем из расчета № 2.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией ст. 112 Трудового кодекса РФ в периоде с 23 сентября 2005 г. по 9 февраля 2006 г. нерабочими праздничными днями являются:
С учетом всех выходных и нерабочих праздничных дней в указанном периоде определим количество рабочих дней, подлежащих оплате: сентябрь – 6 дней, октябрь – 21 день, ноябрь – 21 день, декабрь – 22 дня, январь 2006 г. – 16 дней, февраль 2006 г. – 7 дней.
Отметим, что в расчете, который Вы привели в вопросе, количество рабочих дней, подлежащих оплате, – 92.
Вероятно, Вы посчитали 12 декабря как нерабочий праздничный день. Однако с 1 января 2005 г. 12 декабря нерабочим праздничным днем не является (ст. 112 ТК РФ).
Общая сумма пособия по беременности и родам составит: 14795,37 руб. (159,09 руб. х 93 дня).
Ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» установлено, что в 2005 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 рублей.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
То есть в Свердловской области максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за месяц не могут превышать 14 352 руб. (12480 руб. х 1,15).
Напомним, что в 2005 году пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности – за счет средств ФСС РФ.
В письме от 18.01.2005 г. № 02-18/07-306 ФСС РФ разъяснил, что работодателем выплачивается пособие за первые два дня временной нетрудоспособности из собственных средств только в случае заболевания или полученной травмы самого работника.
Пособие по временной нетрудоспособности в этих случаях исчисляется за весь период нетрудоспособности по общеустановленным правилам.
При этом начисленная сумма пособия выплачивается из двух источников: за рабочие дни (часы), приходящиеся на первые два дня нетрудоспособности, – за счет средств работодателя, а за рабочие дни (часы) начиная с третьего дня нетрудоспособности – за счет средств ФСС РФ.
То есть в расчете № 1 за счет работодателя должны быть оплачены 9 и 10 августа (164,29 руб. х 2 дня = 328,58 руб.).
В расчете № 2 за счет работодателя должны быть оплачены 7 и 8 сентября (159,09 руб. х 2 дня = 318,18 руб.).
Пособие по беременности и родам выплачивается с 1 дня наступления страхового случая за счет средств ФСС РФ.
Поэтому в расчете № 3 вся сумма пособия по беременности и родам будет выплачена за счет средств ФСС РФ.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
