Учет расходов в новых организациях

ООО открыто в ноябре 2005 года. Общество находится на общей системе налогообложения, но деятельность не ведется и по сегодняшний день. Вклады учредителей поступили на расчетный счет организации только в январе 2006 года. В ноябре, декабре 2005 г., январе 2006 г. руководитель оплачивал нотариальные услуги, приобретал печать и оплачивал услуги почты по отправке документов (необходимо для получения лицензии) из собственных средств.

1. Подскажите, пожалуйста, каким образом можно учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете организации? Какие проводки необходимо для этого сделать? Можно ли учесть расходы задним числом, когда ООО начнет осуществление деятельности и поступят денежные средства?

2. Нулевые декларации по НДС в период с ноября 2005 г. по март 2006 г. сдаются ежемесячно или поквартально?

Для того, чтобы учесть произведенные руководителем организации за счет собственных средств расходы и возместить ему потраченные им денежные средства, лучше всего заключить с руководителем договор займа.

Ведь по сути в данном случае руководитель одалживает деньги организации, только передает их не непосредственно организации, а по ее указанию – третьим лицам (нотариусу, почте и т.д.).

Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

П. 1 ст. 161 ГК РФ установлено, что сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Так как по общему правилу займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ), то если Вы предполагаете вернуть деньги руководителю организации без начисления процентов в его пользу, в договоре займа обязательно укажите, что проценты на сумму займа не начисляются.

На основании договора займа деньги, являющиеся предметом договора займа, становятся собственностью заемщика.

Поэтому деньги, уплаченные руководителем организации (займодавцем) по указанию Вашей организации (заемщика) третьим лицам (в оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для нужд организации), будут являться расходами, произведенными самой организацией, которые можно учесть как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В Вашем случае ситуация осложняется тем, что все расходы были произведены при отсутствии доходов.

Среди бухгалтеров и экспертов нет единого мнения относительно способа учета расходов, осуществляемых новыми организациями в тех периодах, когда деятельность еще не осуществляется.

Бухгалтерский учет

Затраты на почтовые услуги, на изготовление печати и на оплату услуг нотариуса являются управленческими расходами и в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов… для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Однако Ваша организация деятельность еще не осуществляет (не производит и не реализует продукцию, не оказывает работы, услуги).

Поэтому списать расходы, учтенные на счете «Общехозяйственные расходы», в дебет счетов 23 или 29 Вы не можете.

Что касается счета 20 «Основное производство», то он предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации.

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Так как Ваша организация продукцию (работы, услуги) пока не производит, то списать управленческие расходы, собранные на счете 26, в дебет счета 20, также было бы неверно.

Хотя некоторые эксперты считают, что управленческие расходы, осуществленные до начала ведения деятельности, можно учитывать на счете 20 как незавершенное производство, так как они произведены с целью осуществления производственного процесса.

Инструкцией по применению Плана счетов… предусмотрен и другой вариант учета расходов, собранных на счете 26: указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи».

Однако по дебету счета 90 на субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.

То есть списать управленческие расходы, собранные на счете 26, в дебет счета 90 «Продажи» при отсутствии выручки от продаж нельзя.

Некоторые бухгалтеры относят управленческие расходы на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Однако счет 91 предназначен для обобщения информации об операционных и внереализационных расходах, а управленческие расходы, как было отмечено выше, признаются расходами по обычным видам деятельности.

Большинство бухгалтеров и экспертов в конечном итоге склоняются к тому, что управленческие расходы, произведенные организацией на начальном этапе (до начала осуществления деятельности), следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Поэтому, строго говоря, такие затраты, как оплата услуг нотариуса, почтовых услуг, затраты на приобретение печати, не являются расходами будущих периодов, так как они скорее относятся к тому периоду, в котором были осуществлены.

Однако Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что на счете 97 могут быть отражены расходы, в частности, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов.

А все расходы новой фирмы также направлены на то, чтобы начать осуществление деятельности, то есть связаны с предстоящим производством.

Впоследствии (с момента начала осуществления деятельности) расходы, учтенные на счете 97 в качестве расходов будущих периодов, будут признаваться расходами отчетного периода.

П. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предписывает списывать расходы будущих периодов в течение периода, к которому они относятся, в порядке, устанавливаемом самой организацией.

Бухгалтерские записи по учету управленческих расходов, осуществляемых до начала ведения деятельности (если Вы решите избрать вариант их учета в качестве расходов будущих периодов), будут следующими.

ДЕБЕТ 97   КРЕДИТ 60, 76

– приобретены услуги нотариуса, почты, приобретена печать;

ДЕБЕТ 60, 76   КРЕДИТ 66 «Краткосрочные кредиты и займы»

– руководитель организации (займодавец) перечислил денежные средства (сумму займа) за услуги нотариуса, почты, за приобретенную организацией (заемщиком) печать;

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 97

– управленческие расходы, учтенные как расходы будущих периодов, признаются расходами отчетного периода;

ДЕБЕТ 66   КРЕДИТ 50 «Касса»

– выданы денежные средства руководителю организации (займодавцу) в погашение займа.

Налог на прибыль организаций

Расходы на оплату услуг нотариусов, почтовых услуг, расходы на изготовление печати с точки зрения налогообложения прибыли признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (п.п. 16, 18, 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как правило, для организации эти расходы являются косвенными (напомним, в настоящее время согласно п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщики самостоятельно определяют состав прямых расходов и могут отнести к ним любые расходы, в том числе те, которые ранее не могли быть признаны прямыми и являлись косвенными).

В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

МНС РФ в письме от 10.09.2002 г. № 02-5-11/202-АД088 выразило мнение, что вся сумма признанных в отчетном периоде косвенных расходов подлежит учету в составе расходов, которые будут учтены при определении размера налоговой базы этого отчетного периода, вне зависимости от того, что по какому-либо из видов деятельности в этом отчетном периоде доход получен не был (вплоть до отсутствия в отчетном периоде доходов по всем видам деятельности). При этом в состав косвенных расходов, по мнению налоговиков, не включаются расходы, связанные с организацией деятельности, по которой доходы в отчетном периоде еще не получены.

Этот вывод МНС РФ сделало на основе норм статей 252 и 270 НК РФ.

Напомним, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Логика налоговиков базируется на том, что пока деятельность не ведется, невозможно подтвердить, что те или иные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

А п. 49 ст. 270 НК РФ не позволяет учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Однако с налоговиками можно поспорить.

Во-первых, согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Во-вторых, в период, когда деятельность еще не ведется, расходы организация осуществляет с той целью, чтобы начать осуществлять свою деятельность и получать доходы.

Например, печать организации необходима, в частности, для оформления документов при расчетах с покупателями.

Без этих документов организация не может произвести отгрузку и получить доход.

Следовательно, затраты на изготовление печати связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Аналогично – в отношении других подобных расходов.

Существует также мнение, что расходы, произведенные организацией в периоде, когда она еще не осуществляла деятельность, могут быть учтены, но не в том периоде, когда они произведены, а в том, в котором организация начнет осуществлять деятельность.

Однако такой способ учета расходов противоречит приведенным выше нормам ст. 272 НК РФ и порядку признания косвенных расходов, установленному ст. 318 НК РФ.

Отчетность по НДС

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.03.2003 г. № 71, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду.

В соответствии со ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

Поэтому Вы должны представлять налоговые декларации по НДС независимо от того, осуществляла ли Ваша организация деятельность и получила ли выручку в данном отчетном периоде.

Налогоплательщики НДС с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 6 ст. 174 НК РФ).

Так как Ваша организация выручку пока не получает, то размер выручки не превышает максимальный размер ежемесячной выручки (2 млн. руб.), который позволяет сдавать декларации по НДС ежеквартально.

Учтите, что налогоплательщики вправе (но не обязаны) уплачивать НДС и представлять декларации ежеквартально, если ежемесячно в течение квартала суммы их выручки не превышают 2 млн. руб.

Следовательно, Ваша организация имеет право представлять налоговые декларации по НДС либо ежемесячно, либо ежеквартально (по своему выбору).

Распечатать статью