Летние кафе. Налогообложение, бухгалтерский учет, трудовые отношения, вопросы хозяйственной деятельности

Многие организации торговли и общественного питания открывают сейчас, в разгар сезона, уличные кафе.

В данной статье мы расскажем об особенностях учета, налогообложения и других вопросах, возникающих в процессе осуществления деятельности летним кафе.

Вместе или отдельно?

Летнее кафе может открываться как открытая площадка объекта организации общественного питания (кафе, ресторана, бара и т.д.), расположенного в здании или строении.

Летнее кафе может также являться отдельным объектом организации общественного питания (то есть размещаться отдельно от бара, кафе, ресторана).

Кроме того, иногда летние кафе открываются при магазинах (павильонах).

Если летнее кафе как отдельный объект организации общественного питания открывается вне места нахождения организации, указанного в учредительных документах, на срок более одного месяца, то такое кафе будет являться для организации обособленным подразделением со всеми вытекающими последствиями (подробно об обособленных подразделениях мы писали в №№ 13-16 «А-Э»).

Напомним, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, причем независимо от того, отражено или не отражено создание данного подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

От того, является ли кафе открытой площадкой уже существующего объекта общественного питания, открывается оно при магазине либо является отдельным объектом организации общественного питания, зависит порядок уплаты единого налога на вмененный доход (в тех муниципальных образованиях, где введен ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания).

Открытая площадка при стационарном кафе

Согласно ст. 346.27 НК РФ под объектом организации общественного питания понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Открытая площадка – это специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

Если летнее кафе открывается рядом со стационарным кафе (рестораном, баром и т.п.) и имеет общую со стационарным кафе кухню, складские и подсобные помещения, то летнее кафе в данном случае будет признаваться открытой площадкой, которую имеет объект организации общественного питания.

Следовательно, площадь зала обслуживания посетителей летнего кафе приплюсовывается к площади зала обслуживания посетителей стационарного кафе.

Ст. 346.27 НК РФ установлено, что площадь зала обслуживания посетителей – это площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации документы на объект организации общественного питания, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Следовательно, площадь зала обслуживания посетителей летнего кафе определяется на основании любых из перечисленных документов.

Если суммарная площадь зала обслуживания посетителей стационарного и летнего кафе не превышает 150 кв. м, то в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность по оказанию услуг общественного питания через такой объект организации общественного питания подпадает под ЕНВД.

Если общая площадь зала обслуживания посетителей (с учетом площади летнего кафе) превысит 150 кв. м, то доходы от оказания услуг общественного питания в таком кафе (ресторане, баре) должны облагаться налогом по общей или упрощенной системе налогообложения.

Многие кафе, организующие летние открытые площадки при основном зале, сталкиваются со следующей проблемой.

Если площадь зала обслуживания посетителей без учета открытой площадки составляет не более 150 кв. м, а с учетом летней открытой площадки превышает указанное ограничение, то в течение одного года кафе неоднократно меняет режим налогообложения (при открытии летнего кафе переходит с ЕНВД на общую или упрощенную систему налогообложения, а при закрытии летнего кафе – обратно на ЕНВД).

Чтобы этого избежать, некоторые предприятия общественного питания стараются сделать так, чтобы на летнюю площадку был оформлен отдельный правоустанавливающий документ, и платят ЕНВД отдельно за летнее кафе и за стационарное кафе.

Однако из определения понятия «площадь зала обслуживания посетителей» следует, что при подсчете площади учитывается площадь как специально оборудованных помещений, так и открытых площадок, если они относятся к одному и тому же объекту организации общественного питания.

Поэтому налоговые органы даже при наличии разных правоустанавливающих (инвентаризационных) документов на открытую площадку и на основной зал кафе (ресторана, бара) могут начислить таким предприятиям общественного питания налоги по общей системе налогообложения, если суммарная площадь основного зала и открытой площадки превышает 150 кв.м.

Отметим, что Минфин РФ в письме от 16.05.2006 г. № 03-11-04/3/260 указал, что если организация осуществляет деятельность в сфере услуг общественного питания в разных залах на трех этажах здания (суммарная площадь залов превышает 150 кв.м, на каждый из залов имеется отдельный договор аренды, в каждом зале имеется ККТ), то организация не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход, несмотря на то, что аренда каждого зала ресторана осуществляется на основании отдельного договора аренды.

Тем самым Минфин подтвердил, что наличие нескольких правоустанавливающих (инвентаризационных) документов само по себе не является основанием для определения площади зала обслуживания посетителей не в целом по объекту организации общественного питания, а отдельно на основании каждого из правоустанавливающих документов.

Отдельно стоящее летнее кафе

Отдельно стоящее летнее кафе является отдельным объектом организации общественного питания в виде строения, имеющего специально оборудованное помещение (сборно-разборную конструкцию) и (или) открытую площадку для потребления готовой кулинарной продукции.

Если площадь зала обслуживания посетителей летнего кафе будет не более 150 кв. м, деятельность летнего кафе подлежит налогообложению ЕНВД.

Летнее кафе при магазине

Если летнее кафе открывается при магазине (либо при автосервисе, автомойке и т.п.), то возникает объект организации общественного питания.

Как правило, площадь этих кафе небольшая (менее 150 кв. м), и доходы от оказания услуг общественного питания через такое кафе подлежат налогообложению ЕНВД.

Следует иметь в виду, что если магазин, при котором открывается летнее кафе, переведен на уплату ЕНВД, то организация (индивидуальный предприниматель) будет признаваться плательщиком ЕНВД одновременно по двум видам деятельности: по розничной торговле и по услугам общественного питания.

В этом случае необходимо вести раздельный учет показателей, необходимых для исчисления ЕНВД, по каждому виду деятельности (п. 6 ст. 246.26 НК РФ).

Следовательно, площадь зала обслуживания посетителей летнего кафе для целей исчисления ЕНВД учитывается отдельно от площади торгового зала магазина.

Определение площади зала обслуживания посетителей летнего кафе

Зачастую площадь, указанная в правоустанавливающих (инвентаризационных) документах на земельный участок, на котором находится летнее кафе, гораздо больше площади, на которой действительно оказываются услуги общественного питания.

На такой «лишней» площади размещаются туалетные кабины, кухня и т.п.

Так как площадь зала обслуживания посетителей для целей ЕНВД определяется на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, налоговые органы могут начислить ЕНВД по летнему кафе с учетом всей площади, указанной в таких документах.

Однако с этим можно поспорить, ведь из определения понятия «площадь зала обслуживания посетителей» следует, что в нее включается площадь только тех помещений и открытых площадок, которые предназначены для потребления пищи и проведения досуга.

Чтобы подстраховаться от претензий налоговиков, лучше (при возможности) в правоустанавливающих (инвентаризационных) документах (например, в договоре аренды) указать, какая часть земельного участка будет использоваться арендатором в качестве зала обслуживания посетителей.

Музыкальное сопровождение

При определении площади зала обслуживания посетителей учитывается площадь помещений и открытых площадок, предназначенных для проведения досуга.

Поэтому если в летнем кафе выступают музыканты, то площадь зала обслуживания посетителей для целей ЕНВД должна определяться с учетом площадки, где проходит выступление.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 37 Закона Свердловской области от 14.06.2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в жилых помещениях в период с двадцати двух до восьми часов по местному времени, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Это необходимо учитывать, если летнее кафе расположено в непосредственной близости от жилых домов.

Правила оказания услуг общественного питания

Правила оказания услуг общественного питания утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036.

Данные Правила в наглядной и доступной форме должны быть доведены исполнителем до сведения потребителей. Кроме того, исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

П. 8 Правил… установлено, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

В летнем кафе также должны соблюдаться нормы санитарных правил (в частности, Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.6.3.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 г. № 31) и Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Услуги платных туалетов

Одним из обязательных условий для работы летних кафе является наличие туалета.

Посетителям летнего кафе услуги туалетов, как правило, предоставляются за отдельную плату.

Следует иметь в виду, что услуги платных туалетов не относятся ни к услугам общественного питания, ни к бытовым услугам (Общероссийским классификатором слуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163, предоставление услуг общественных туалетов отнесено к коммунальным услугам).

Следовательно, система налогообложения в виде ЕНВД в отношении доходов от предоставления услуг платных туалетов применяться не может.

Поэтому в случае если само летнее кафе находится на ЕНВД, предприятию общественного питания необходимо вести раздельный учет по услугам общественного питания и по услугам платного туалета.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В то же время при оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

МНС РФ в письме от 07.04.1999 г. № ВГ-6-16/222 сообщило, что в качестве бланка строгой отчетности Минфин РФ письмом от 12.03.1999 г. № 16-00-24-31 утвердил входной билет для передвижного уличного туалета.

Таким образом, при наличных расчетах с населением за услуги платного туалета необходимо использовать ККТ или выдавать входной билет по утвержденной Минфином РФ форме.

Трудовые отношения с наемными работниками

Как правило, в летнее кафе работники принимаются только на летний период.

Согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы, в том числе в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой.

Кроме того, срочный трудовой договор может заключаться на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона).

В соответствии со ст. 293 Трудового кодекса РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.

Перечни сезонных работ утверждаются Правительством РФ.

Однако до настоящего времени Правительство РФ такие перечни не утвердило.

Поэтому, руководствуясь определением сезонных работ, приведенным в ст. 293 ТК РФ, можно считать сезонной работу в летнем кафе, если оно функционирует менее 6 месяцев.

Если в трудовом договоре будет сказано, что работник принимается на сезонную работу, то работодателю необходимо учитывать особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

В частности, при приеме работников на сезонные работы испытание не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ).

Работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два календарных дня за каждый месяц работы (ст. 295 ТК РФ).

Отметим, что в соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении всем работникам должна выплачиваться денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Для работы в летних кафе часто принимают довольно молодых людей (например, студентов, желающих подработать за лето), которые устраиваются на работу впервые.

В этом случае организация-работодатель должна оформить работнику трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ).

Ст. 309 ТК РФ установлено, что работодатель – физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Однако оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые, индивидуальные предприниматели обязаны (ст. 303 ТК РФ).

Применение норм естественной убыли

Если летнее кафе не подпадает под ЕНВД и находится на общей системе налогообложения или на УСН (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»), то потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли оно может учесть в составе материальных расходов (п.п. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, п. 5 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном п.п. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Для организаций общественного питания, помимо норм естественной убыли продуктов, представляют интерес Среднеотраслевые нормы эксплуатационных потерь столовой посуды, приборов, столового белья, санспецодежды, производственного инвентаря на предприятиях общественного питания, утвержденные приказом Минторга СССР от 29.12.1982 г. № 276.

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей понимаются потери (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющиеся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

Такое определение дано в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 г. № 95.

Следует иметь в виду, что нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей окажется недостача против учетных остатков (либо при приемке товаров обнаруживается фактическая недостача против массы, указанной в сопроводительных документах).

Естественная убыль товарно-материальных ценностей списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм.

В бухгалтерском учете недостачи, выявленные при приемке поступивших товаров, учитываются в следующем порядке.

Недостача в пределах норм естественной убыли относится в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма потерь сверх норм естественной убыли, предъявленная поставщикам или транспортной организации, относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если недостача вследствие усушки, распыла, утечки и т.п. выявлена при приемке товара, для которого нормы естественной убыли не предусмотрены, то сумма недостачи списывается записями:

ДЕБЕТ 94   КРЕДИТ 60
– отражена сумма недостачи;

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»   КРЕДИТ 94

– сумма недостачи признана расходом.

При хранении и реализации продуктов питания, в процессе оказания услуг общественного питания также возможны недостачи, в том числе в результате естественной убыли.

При обнаружении недостачи товарно-материальных ценностей делается запись:

ДЕБЕТ 94   КРЕДИТ 41, 10.

Недостача в пределах норм естественной убыли списывается в качестве расходов на продажу:

ДЕБЕТ 44 «Расходы на продажу»   КРЕДИТ 94

Недостачи сверх норм естественной убыли относятся за счет виновных лиц:

ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»   КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

При отсутствии конкретных виновников, а также в случае недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, суммы недостач списываются записью:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»   КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Если у продуктов истек срок годности, то такие продукты реализовывать запрещено Законом РФ «О защите прав потребителей».

Списание просроченных продуктов отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»   КРЕДИТ 41, 10

– списаны продукты с истекшим сроком годности;

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»   КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

– потери от порчи продуктов учтены в составе прочих расходов.

Амортизация основных средств

Для открытия летнего кафе, как правило, необходимо приобрести соответствующее оборудование (холодильники, витрины, тенты и т.п.).

Недорогие активы (стоимостью не более 10 000 рублей для целей налогового учета и в пределах лимита, установленного учетной политикой, но не более 20 000 рублей – в бухгалтерском учете) относятся на расходы сразу, а более дорогие приходится амортизировать.

В бухгалтерском учете по общему правилу в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

При этом по основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Отметим, что речь идет не об основных средствах, используемых в сезонных производствах, а об основных средствах, используемых в организациях с сезонным характером производства.

Из буквального прочтения данной нормы можно сделать вывод, что в особом порядке амортизация начисляется только в тех организациях, чья деятельность носит сезонный характер (то есть в период между сезонами деятельность организации вообще не осуществляют).

Следовательно, если стационарное кафе или магазин (то есть любая организация, которая осуществляет деятельность не только в сезон) открывает летнее кафе, то амортизация по основным средствам, используемым в работе летнего кафе, осуществляется в общем порядке – в течение всего года.

В налоговом учете особый порядок начисления амортизации по основным средствам, используемым только в определенные месяцы, не предусмотрен.

МНС РФ в письме от 27.09.2004 г. № 02-5-11/162@ также отметило, что при осуществлении деятельности с сезонным характером выполнения работ налогоплательщики вправе включать в состав расходов для целей налогообложения сумму амортизации, начисленной по амортизируемом имуществу как в периоде оказания услуг, так и в периоде, в котором прекращение оказания услуг вызвано сезонным фактором.

Это связано с тем, что налоговое законодательство (в частности, глава 25 НК РФ) не основывается на принципе соответствия доходов и расходов.

Поэтому начислять амортизацию по основным средствам, используемым при работе летнего кафе, нужно в течение всего года.

Если же предприятие общественного питания не желает начислять амортизацию по «сезонным» основным средствам, то по решению руководителя такие основные средства могут быть переведены на консервацию.

По основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию на срок более трех месяцев, амортизация не начисляется ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ).

Распечатать статью