НДС при приватизации имущества

Тематики: НДС

1. Признается ли приватизированный через торги объект продажи (муниципальное имущество, включенное в состав имущественной казны) объектом налогообложения НДС?

2. Обязаны ли мы уплачивать НДС как налоговый агент, если приобрели на торгах муниципальное имущество, находящееся в казне?

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ является объектом налогообложения НДС.

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Следовательно, передача муниципального имущества в порядке приватизации является реализацией товаров.

В п. 2 ст. 146 НК РФ приведен перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения НДС, в том числе передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

То есть имущество, включенное в состав казны муниципального образования, не закреплено за муниципальными предприятиями, и его передача в порядке приватизации не освобождается от налогообложения НДС по основанию, предусмотренному п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Ст. 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС.

Передача имущества в порядке приватизации в нем также не упоминается.

На этом основании налоговые органы делают вывод о том, что операции по реализации муниципального имущества в порядке приватизации подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Такое разъяснение, в частности, дает Минфин РФ в письме от 18.11.2005 г. № 03-04-01/124.

Однако данный вывод противоречит нормам закона.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:

– организации;
– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Очевидно, что муниципальное образование не является индивидуальным предпринимателем, а также то, что передача имущества в порядке приватизации не признается перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Муниципальное образование, заключая гражданско-правовой договор приватизации принадлежащего ему на праве собственности муниципального имущества, выступает не как физическое или юридическое лицо, а как особый, самостоятельный субъект права.

То есть муниципальное образование не является организацией и поэтому не признается плательщиком НДС.

Несмотря на то, что передача муниципального имущества в порядке приватизации признается объектом налогообложения НДС, в отсутствие налогоплательщика обязанности по уплате налога не возникает.

Не изменяет сути дела и тот факт, что продавцом муниципального имущества по договору приватизации, как правило, выступает уполномоченный орган местного самоуправления или иная организация, которые являются плательщиками НДС.

При заключении договоров приватизации уполномоченные органы (иные организации) только выполняют функции по передаче имущества в собственность от имени муниципального образования.

На это неоднократно обращал внимание Высший Арбитражный Суд РФ (в частности, в постановлении от 01.03.2005 г. № 15033/04).

Все обязанности, связанные с исполнением данной сделки, в том числе по уплате установленных налогов и сборов, несет сам собственник, то есть муниципальное образование, которое, как мы уже выяснили, не является плательщиком НДС.

Отметим, что в случае дальнейшей реализации имущества, приобретенного в порядке приватизации, Ваша организация должна будет исчислить и уплатить НДС в бюджет в обычном порядке (как при реализации любого другого имущества).

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Перечень оснований признания лиц налоговыми агентами в связи с уплатой НДС и возложения на них соответствующих обязанностей закреплен в ст. 161 НК РФ.

Передача муниципальным образованием имущества в порядке приватизации в данный перечень не входит.

То есть у Вашей организации в связи с приобретением муниципального имущества в порядке приватизации не возникает обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДС.

Распечатать статью