Авиабилеты за наличный расчет. Минфин разрешает использовать недействующие бланки строгой отчетности вместо ККТ при расчетах с населением

О применении ККТ

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 03-01-15/9-259

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Правительством РФ принято постановление от 31.03.2005 г. № 171, п. 2 которого предусмотрено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности, разработанных в соответствии с Положением, предусмотренным указанным постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

В связи с указанным до 1 января 2007 г. организациями, осуществляющими деятельность по продаже авиабилетов российских и зарубежных авиакомпаний в качестве их официального агента, могут быть использованы ранее утвержденные формы перевозочных документов, предназначенных для осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники на воздушном транспорте.

От редакции:

В № 33 «А-Э» за 2006 год на стр. 40 мы рассматривали вопрос о правомерности использования бланков строгой отчетности вместо ККТ при продаже авиабилетов.

Минфин РФ письмом от 29.05.1998 г. № 16-00-27-23 утвердил формы перевозочных документов (в частности, формы пассажирских билетов), используемых при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения контрольно-кассовых машин на воздушном транспорте, в качестве бланков строгой отчетности сроком до 1 января 1999 года.

Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29.06.2001 г. срок действия указанных бланков строгой отчетности был продлен до 1 июля 2006 года.

На дальнейший срок действие данных форм авиабилетов не продлялось.

Тот факт, что п. 2 Постановления № 171 разрешает использовать формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 г., не означает, что тем самым законодатель разрешает использовать ранее утвержденные и уже утратившие силу формы бланков строгой отчетности (что имеет место в случае с авиабилетами).

То есть если следовать букве закона, то с 1 июля 2006 года при продаже авиабилетов бланки строгой отчетности, утвержденные письмом Минфина РФ от 29.05.1998 г. № 16-00-27-23, использовать нельзя; а в случае продажи авиабилетов за наличный расчет необходимо применять ККТ.

Но Минфин РФ, видимо, сжалился над фирмами, продающими авиабилеты, а также над налогоплательщиками, которые покупают авиабилеты за наличный расчет и не могут учесть стоимость авиабилетов в расходах, если их покупка не подтверждена надлежащими документами (в том числе бланком строгой отчетности или чеком ККТ).

Но так как все мы прекрасно знаем непостоянство наших чиновников, то фирмам, продающим авиабилеты, в дополнение к комментируемому письму пригодятся следующие нормы КоАП РФ.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (п. 1 ст. 5.1 КоАП РФ).

Правонарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности – в обоих случаях лицо, его совершившее, считается виновным.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Вполне вероятно, что если чиновники вдруг передумают, то фирме удастся доказать в суде свою невиновность на том основании, что именно разъяснения Минфина РФ послужили поводом к применению ею недействующих бланков строгой отчетности при приеме наличных денег за авиабилеты.

Налогоплательщикам, принимающим в расходы стоимость авиабилетов, приобретенных за наличный расчет, в случае если вместо чека ККТ выдан бланк строгой отчетности, также следует помнить, что согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности в случае отсутствия его вины в совершении налогового правонарушения.

Критерии признания вины установлены ст. 110 НК РФ и аналогичны предусмотренным ст. 2.2 КоАП РФ.

Распечатать статью