Перечисление налогов. Перепутали статус? Уплатите пени!

О возможности зачета суммы переплаты в счет недоимки в случае неверного указания статуса в платежном поручении

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 октября 2006 г. № 03-02-07/1-272

В Минфин РФ с письменным запросом обратился налогоплательщик, у которого возникла следующая довольно распространенная ситуация.

Перечисляя налоги, бухгалтер фирмы в платежном поручении в поле «Статус» вместо кода «01» (налогоплательщик) проставила код «02» (налоговый агент).

Ошибка была обнаружена только через полгода, когда фирма получила требование налоговиков об уплате всей суммы недоимки, образовавшейся в результате неуплаты налога по статусу «01», и суммы пеней на эту недоимку.

Руководствуясь ст. 78 НК РФ, письмом Минфина РФ от 11.05.2006 г. № 03-02-07/2-35, в котором чиновники посчитали возможным проведение перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации – налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет, и арбитражной практикой (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2006 г. по делу № КА-А40/2809-06) фирма обратилась в ИФНС с просьбой о зачете переплаты (по статусу «02») в погашение задолженности (по статусу «01»).

Налоговики в зачете отказали, сославшись на то, что проведение таких зачетов запрещено ФНС РФ (так, в письме ФНС РФ от 14.07.2005 г. № 10-3-03/3184 разъяснено, что в случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 «Статус лица, оформившего документ», а именно если налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, заполнил поле 101 расчетного документа значением «02» (налоговый агент), указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку «Расчеты с бюджетом» со статусом «01». В этом случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с письменным заявлением на возврат сумм ошибочно перечисленного налога).

Фирма попросила Минфин РФ дать официальное разъяснение, обязательное для руководства в работе ИФНС, о возможности проведения подобных зачетов по просьбе налогоплательщиков или налоговых агентов и о неправомерности начисления пени в таких случаях.

Чиновники, однако, надежды фирмы не оправдали, ответив следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, если иное не предусмотрено ст. 45 НК РФ.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени (п. 2 ст. 57 НК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П, определении от 04.07.2002 г. № 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» расчетный документ имеет юридическую силу. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

НК РФ не предусмотрен порядок уточнения платежа и пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке в оформлении поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Поэтому в настоящее время споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и последствий совершенных ошибок для бюджета.

То есть Минфин РФ не пожелал дать однозначное указание налоговикам по поводу того, как им нужно поступать в таких случаях, предоставив налогоплательщикам самим разбираться с налоговиками в судебном порядке.

Единственное, чем утешили чиновники фирму, потерпевшую значительные убытки из-за незначительной оплошности, так это тем, что с 1 января 2007 г. налогоплательщик будет вправе подать заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Распечатать статью