Судебная защита прав налогоплательщиков

Об оставлении без изменения определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.04.2006 № 10539/04, которым было прекращено производство по заявлению о признании недействующим абзаца седьмого письма Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2004 № 03-02-05/2/35 «О налоговом учете лизинговых операций»

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 г. № 13322/04

Высший Арбитражный Суд РФ указал, что некоторые письма Минфина РФ являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению, несмотря на то, что действующее законодательство РФ не признает такие письма нормативными документами.

Суть дела

В арбитражной практике уже не раз возникал вопрос о том, можно ли обжаловать письма Минфина РФ в ВАС РФ.

Дело в том, что согласно п.п. 1 п. 2 ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании только нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, федеральные органы исполнительной власти (в частности, Минфин РФ) издают нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Следовательно, письма Минфина РФ не являются нормативными актами, а значит, не могут обжаловаться в ВАС РФ.

В рассматриваемом деле налогоплательщик обратился в ВАС РФ с заявлением о признании недействующими отдельных положений письма Минфина РФ от 10.06.2004 г. № 03-02-05/2/35, в котором разъяснены особенности уплаты лизингодателями налога на прибыль организаций.

Суд отказался рассматривать это заявление, указав в определении, что данное письмо не является нормативным правовым актом.

Заявитель не согласился с таким выводом судей и обжаловал данное определение в Президиум ВАС РФ.

Решение Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ отказал в удовлетворении жалобы заявителя и указал следующее.

Письмо Минфина РФ от 10.06.2004 г. № 03-02-05/2/35, которое обжаловал заявитель, не является нормативным правовым актом, поскольку (цитируем):

«этот документ содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Он не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, потому не носит нормативного характера и, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц»

(конец цитаты)

Действительно, как мы указали выше, письма Минфина РФ, в которых даны ответы на запросы конкретных налогоплательщиков, не являются нормативными актами.

Вместе с тем, по мнению ВАС РФ, сам факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.

То есть отдельные письма Минфина РФ могут признаваться нормативными актами.

Следовательно, в принципе ВАС РФ может рассматривать заявление о признании недействующими писем Минфина РФ, но только в том случае, если эти письма по сути являются нормативными актами.

Заметим, что, по-видимому, Суд и прежде придерживался такой позиции, поскольку он рассматривал дела об оспаривании некоторых писем Минфина РФ.

Теперь ВАС РФ пояснил, что судам каждый раз необходимо выяснять, рассчитано ли конкретное письмо на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля.

При этом разрешение вопроса о том, носит ли то или иное письмо нормативный характер, должно производиться независимо от его формы, содержания и других условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что конкретное письмо Минфина РФ, не являясь нормативным актом по форме, все-таки может признаваться таковым по содержанию?

На этот вопрос ВАС РФ не отвечает.

Можно предположить, что Суд признал бы письмо Минфина РФ нормативным актом, который, как сказал ВАС РФ, «порождает последствия для неопределенного круга лиц», если бы, например, ФНС РФ направила такое письмо нижестоящим налоговым органам «для использования в работе» или распорядилась довести его до налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2007 г. в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 27.07.2006 г.
№ 137-ФЗ) налоговые органы будут обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Поэтому не исключено, что со следующего года суды будут признавать все письма Минфина РФ, содержащие такие разъяснения, нормативными актами, обязательными к применению.

В настоящее время налоговые органы не обязаны следовать разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ.

Однако, как известно, это не мешает налоговикам на практике руководствоваться данными разъяснениями, которые, к слову, иногда прямо противоречат действующему законодательству РФ.

При этом доказывать налоговым органам, что письмо Минфина РФ не является нормативным документом, как правило, бесполезно.

ВАС РФ с большой долей вероятности откажется рассматривать заявление об оспаривании такого «ненормативного» письма.

Что же делать в данной ситуации налогоплательщику?

ВАС РФ указал, что налогоплательщик не лишен права на обращение в арбитражный суд, если в результате применения в его отношении письма Минфина РФ будут затронуты его права.

Вывод неутешителен: по-видимому, единственным вариантом, при котором налогоплательщик сможет реализовать свое конституционное право на судебную защиту, является обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании не положений писем Минфина, а конкретного решения налогового органа.

Распечатать статью