Учет транспортных расходов торговой организации

Учетной политикой организации предусмотрен учет транспортных расходов в издержках обращения на 44 счете.

Можно ли на 44 счете учитывать те транспортные расходы, которые поставщик товара указывает в товарной накладной? Или их нужно учитывать в себестоимости товаров? Можно ли в учетной политике указать, что в целом транспортные расходы относятся на счет 44, а в некоторых случаях учитываются в себестоимости товаров?

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г.№ 44н, товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

П. 6 ПБУ 5/01 установлено, что затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором, относятся к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов и, следовательно, включаются в фактическую себестоимость МПЗ.

В этом случае транспортные расходы по доставке товаров до места их использования в соответствии с Планом счетов… относятся непосредственно на счет 41 «Товары» либо сначала накапливаются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а затем списываются на счет 41.

В то же время п. 13 ПБУ 5/01 разрешено организациям, осуществляющим торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

В этом случае расходы на доставку товаров отражаются на счете 44 «Расходы на продажу».

Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, при частичном списании расходы на транспортировку подлежат распределению (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Таким образом, нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрено два варианта отражения в учете транспортных расходов по доставке товаров.

Согласно п. 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н, при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Следовательно, организация в рассматриваемой ситуации должна выбрать способ отражения расходов по доставке товаров и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Обратите внимание на то, что ПБУ 1/98 допускает выбор только одного способа учета по конкретному направлению ведения учета.

В Вашем случае конкретное направление ведения учета – это учет товаров.

Поэтому Вы не можете учитывать расходы на доставку товаров на разных счетах, а указание предлагаемых Вами способов учета в учетной политике будет ничтожным, как противоречащее действующему законодательству.

Для сравнения приведем п. 16 ПБУ 5/01, согласно которому при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости;

– по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

– по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) (с 01.01.2008 г. метод ЛИФО не применяется – ред.).

При этом допускается возможность применения различных методов оценки стоимости в отношении различных групп товаров в зависимости от их характеристик в соответствии с учетной политикой организации.

Однако при оценке товаров при принятии их к бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 такой возможности не предоставляет.

Распечатать статью