Иностранные работники
Организация применяет ЕНВД. Какие отчисления с заработной платы нужно произвести с доходов иностранца, временно проживающего на территории Российской Федерации? Сколько перечислить в Пенсионный фонд и НДФЛ?
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Порядок налогообложения НДФЛ доходов иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, зависит от того, является ли он налоговым резидентом Российской Федерации.
Физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, если оно фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Напомним, в отношении доходов физических лиц — налоговых резидентов РФ по общему правилу применяется налоговая ставка в размере 13%.
Таким образом, для того, чтобы определить, какую ставку НДФЛ нужно применять при исчислении налога с доходов иностранного гражданина, необходимо знать, сколько дней находится этот гражданин на территории Российской Федерации в данном календарном году.
Если гражданин в данном календарном году (то есть с 1 января по текущий момент) фактически находится на территории Российской Федерации 183 дня или более, то в отношении его доходов применяется налоговая ставка НДФЛ 13%.
В противном случае в отношении доходов данного гражданина применяется налоговая ставка 30%.
МНС РФ в п. 3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом от 29.11.2000 г. № БГ-3-08/415, разъяснило, что временно и постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января текущего календарного года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.
Если хотя бы одно условие не выполнено, иностранный гражданин не признается резидентом и налоговый агент должен удерживать налог по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного гражданина-работника.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
– на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
– на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
– на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
В настоящее время Методички по НДФЛ отменены. Но это единственный документ, где подробно освещен данный вопрос.
При этом положения Методичек не противоречат действующему законодательству.
Кроме того, Минфин также придерживается мнения, что иностранные граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов Российской Федерации на начало налогового периода.
Доходы от выполнения трудовых обязанностей таких лиц подлежат налогообложению по ставке 13%.
Для применения налоговой ставки 13% для иностранных граждан требуется наличие заключенного с ними трудового договора сроком более чем на 183 дня.
В этом случае уточнение налогового статуса физического лица — иностранного гражданина и в случае необходимости перерасчет сумм НДФЛ (по ставке 30%) производятся на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в текущем календарном году (см. письмо Минфина РФ от 30.06.2005 г. № 03-05-01-04/225).
От того, является ли физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит также, будет ли уменьшаться налоговая база по НДФЛ данного физического лица на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).
Следовательно, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаемые по налоговой ставке 30%, не могут быть уменьшены на сумму налоговых вычетов.
Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
При этом Федеральным законом от 15.12.2001 г. 167-ФЗ не установлено зависимости для признания иностранного гражданина или лица без гражданства застрахованным лицом от того, временно или постоянно он проживает на территории Российской Федерации.
Таким образом, застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Законом № 167-ФЗ также не установлена зависимость тарифа страхового взноса от гражданства застрахованного лица.
Таким образом, на суммы выплат и вознаграждений в пользу иностранного гражданина, временно проживающего на территории Российской Федерации, Вы должны начислять страховые взносы на обязательное пенсионные страхование в том же порядке, что и на суммы выплат в пользу работников — граждан Российской Федерации.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
