Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Кто имеет право проверять соблюдение кассовой дисциплины (и что относится к кассовой дисциплине)?

Ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

К «кассовым» нарушениям КоАП относит:

– осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

– несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

За перечисленные правонарушения ст. 15.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Рассмотрим подробно состав кассовых операций, за нарушение порядка ведения которых предусмотрена административная ответственность.

Расчет наличными деньгами сверх установленных размеров

Согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 60 тысяч рублей.

Совместным письмом ЦБ РФ от 02.07.2002 г. № 85-Т и МНС РФ от 01.07.2002 г. № 24-2-02/252 разъяснено, что предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами.

Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

Обратите внимание!

Штраф за превышение лимита расчетов наличными деньгами между организациями взыскивается с обеих сторон – и с плательщика, и с получателя платежа.

До 25.07.2003 г. штраф взыскивался в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

Данное положение содержится в Разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью, направленных письмом ЦБ РФ от 16.03.1995 г. № 14-4/95.

Однако вывод ЦБ РФ основывался на норме п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1006, согласно которому за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взимается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. Именно из этой формулировки и следовало, что штраф взимается с лица, которое произвело платеж.

Указом Президента РФ от 25.07.2003 г. № 840 Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1006 признан утратившим силу.

Следовательно, разъяснение ЦБ РФ по данному вопросу больше не применяется.

Поскольку КоАП не содержит указания на то, с кого взимается штраф при превышении предельного лимита расчета наличными, то административная ответственность возлагается на обе стороны.

Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности

В соответствии с пунктами 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Следовательно, если при проверке выяснится, что сумма денег в кассе организации не совпадает с данными кассовых документов (обнаружен излишек), это будет расценено проверяющими как неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств

Порядок хранения свободных денежных средств установлен пунктами 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в РФ.

Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении к Порядку…

Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях – в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

Накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов

Согласно Порядку ведения кассовых операций… и Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденному Советом директоров ЦБ РФ 19.12.1997 г. № 47, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

– для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, – в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

– для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

– для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, – в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

– для предприятий, не имеющих денежной выручки, – в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Отметим, что в последнее время банки, ссылаясь на некие разъяснения Центробанка РФ (его региональных отделений), предупреждают организации о том, что на иные цели (помимо вышеуказанных) расходовать наличную выручку нельзя.

В обоснование своих требований банки ссылаются на то, что Указание ЦБ РФ от 12.11.1996 г. № 360, разрешавшее расходовать поступающую в кассу выручку не только на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, но и на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц, было утверждено во исполнение Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1212.

Так как данный Указ в настоящее время утратил силу, то и Указание ЦБ РФ от 12.11.1996 г. № 360 применять сейчас нельзя.

Поэтому, как указывают банки, для того, чтобы, например, купить канцтовары, организация должна сначала сдать выручку в банк и только после этого, получив наличные деньги со счета на хозрасходы (и заплатив за это определенную сумму денег банку), она может потратить наличные деньги на приобретение канцтоваров.

Разумеется, такое ограничение на расходование полученной выручки неудобно и невыгодно организациям.

Однако несмотря на то, что банки имеют право проверять соблюдение условий расходования поступающей в кассу организации выручки (подробнее об этом см. ниже), наказать организацию за нарушение этих условий они не могут (в том числе по ст. 15.1 КоАП РФ), так как законодательством не установлена ответственность за нецелевое использование наличной выручки.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Сроки привлечения к ответственности

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Исключение составляют лишь нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, постановления по делу об административных правонарушениях по которым могут быть вынесены по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Однако суды признают нарушения порядка работы с денежной наличностью одномоментными, а не длящимися правонарушениями.

Поэтому привлечь к административной ответственности за превышение лимита расчета наличными можно только в течение двух месяцев со дня, в котором было совершено указанное превышение.

Проверяющие

Согласно пунктам 41, 42 Порядка ведения кассовых операций… банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Положением о правилах организации наличного денежного обращения… установлена периодичность, с которой банки обязаны проверять соблюдение порядка ведения кассовых операций, – не реже одного раза в два года.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы ФНС РФ для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

В ходе проверки банками рассматривается:

1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.

Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины.

Обратите внимание!

Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.

Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.

Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.

3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.

На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.

4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами»), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.

5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода.

Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.

6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем.

При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью Справка по результатам проверки направляется органам ФНС РФ по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

О совершении административного правонарушения составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, имеют право налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Распечатать статью