Если кассового чека нет. Учесть расходы можно

Тематики: УСН

(Письмо Минфина РФ от 21.02.2008 г. № 03-11-05/40)

Минфин сообщил, что арендаторы, применяющие УСН, не вправе учесть в расходах арендные платежи, произведенные наличными деньгами, если, принимая платеж, арендодатель выписал квитанцию к приходному кассовому ордеру, но не выдал кассовый чек, либо если арендатор утратил выданный арендодателем чек ККТ.

Свои выводы чиновники объясняют тем, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечень которых приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Далее Минфин напоминает, что согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Поэтому, заключают чиновники, расходы налогоплательщика, применяющего УСН, в виде арендных платежей за арендуемое имущество, осуществленные за наличный расчет, на основании заключенных договоров и актов выполненных работ, а также выписанных арендодателями и кредиторами счетов, счетов-фактур и квитанций к приходному кассовому ордеру могут быть учтены при определении налоговой базы только при наличии кассового чека.

Однако это утверждение Минфина чересчур категорично.

Дело в том, что суды не считают, что отсутствие кассового чека препятствует возможности учитывать расходы, оплаченные за счет наличных денежных средств, при условии, что у налогоплательщика имеются иные документы, подтверждающие факт оплаты (например, квитанции к приходным кассовым ордерам).

Суды отмечают, что действующее законодательство не содержит положений о том, что кассовый чек является единственным документом, которым могут быть подтверждены расходы налогоплательщика при осуществлении наличных денежных расчетов.

Непредставление налогоплательщиком кассовых чеков при наличии иных документов само по себе не опровергает факт уплаты наличных денежных средств.

В частности, налогоплательщик может подтвердить факт оплаты квитанциями к приходным кассовым ордерам.

Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 03.07.2007 г. № Ф09-4997/07-С3, от 05.03.2007 г. № Ф09-1116/07-С2, от 30.08.2006 г. № Ф09-7644/06-С2, от 12.07.2006 г. № Ф09-5904/06-С2, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 г. № Ф04-6806/2006(27464-А27-42), постановление ФАС Московского округа от 20.12.2006 г. № КА-А40/12462-06.

Таким образом, налогоплательщик может учесть расходы, оплаченные наличными деньгами (в том числе арендные платежи) и в отсутствие кассового чека.

Но поскольку налоговики во главе с Минфином традиционно возражают против этого, право учитывать такие расходы скорее всего придется отстаивать в судебном порядке.

Распечатать статью