Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Мама поменяла работу. Выплата пособия на ребенка

Как правильно начислить пособие по уходу за вторым ребенком, если работница до поступления на наше предприятие на неполный рабочий день уже получала пособие? Пособие было назначено на предыдущем месте работы.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» работающим гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

При этом в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Ст. 4.2 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Напомним, что размер индексации в 2008 году составляет с 1 января 2008 года – 1,085, с 1 июля 2008 года – 1,0185.

С 1 января 2009 года размер индексации «детских» пособий – 1,085.

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми составил с 1 января 2009 года с учетом «уральского» коэффициента 4 136,56 рублей.

Максимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком – 8 273,13 рублей.

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленного из заработной платы в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено.

Для исчисления пособий по уходу за ребенком страховой стаж значения не имеет.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 870 установлено, что с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно ст. 14 Закона № 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ.

Для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитываемого в календарных днях, необходимо определить среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней 30,4 (где 30,4 равно числу календарных дней в году – 365, деленному на число месяцев в году – 12).

Из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в случае если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает максимальный размер данного пособия, то указанное пособие выплачивается в максимальном размере.

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

При расторжении трудового договора по предыдущему месту работы работодатель прекращает выплату пособия по уходу за ребенком.

Поскольку исчисление среднего заработка для выплаты пособий осуществляется по правилам Закона № 255-ФЗ, обратимся к нормам указанного закона.

Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Застрахованными лицами являются, в частности, лица, работающие по трудовым договорам.

Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях Закона № 255-ФЗ признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

Следовательно, началом расчетного периода для исчисления средней заработной платы для исчисления пособия в Вашем случае будет считаться время с даты заключения трудового договора с работницей Вашей организации.

Если работница одновременно с заключением трудового договора написала заявление о назначении пособия по уходу за ребенком, то получится, что в расчетном периоде и до наступления отпуска по уходу за ребенком (в Вашей организации) работница не имела заработка.

В этом случае согласно п. 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375, принятого во исполнение Закона № 255-ФЗ, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного работнице разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

ФСС РФ в письме от 05.06.2007 г. № 02-13/07-4832 указал, что рассчитанное таким образом пособие назначается на весь период отпуска по уходу за ребенком.

Для расчета среднего дневного заработка сумма оклада делится на количество календарных дней месяца, в котором предоставлен отпуск по уходу за ребенком.

Согласно Разъяснению о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 270, ФСС РФ № 106 от 13.04.2007 г., при уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

В этом случае рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо делить на число календарных дней месяца, в котором исчисляется пособие.

Сумма пособия в этом случае определяется путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.