Взносы вместо ЕСН. Как это будет и что за этим последует
Продолжение. Начало в № 31 «А-Э».
В прошлом номере «А-Э» были прокомментированы основные базовые положения Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Как уже было отмечено, особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, Федерального закона № 167-ФЗ, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах к отношениям по обязательному пенсионному страхованию не применяется.
Частные детективы выведены из числа страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, по обязательному пенсионному страхованию.
С 2010 года к застрахованным лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, отнесены священнослужители.
К обязательному страховому обеспечению отнесена выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Подробно об этом – в № 31 «А-Э».
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, установленный ст. 11 Закона № 167-ФЗ, не изменился.
С 2010 года органы ПФР будут иметь право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика, предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с НК РФ.
Осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ будут обязаны органы ПФР.
Напомним, что Закон № 212-ФЗ ввел переходный период в отношении тарифов страховых взносов.
На 2010 год тариф страховых взносов в ПФР установлен в размере 20%.
В 2010 году для всех страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
20,0%
|
20,0%
|
14,0%
|
6,0%
|
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), применяются следующие тарифы страховых взносов:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
14,0%
|
14,0%
|
8,0%
|
6,0%
|
По этим же тарифам будут уплачивать страховые взносы в 2010 году:
– организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
– страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений;
– общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов,
– учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
15,8%
|
15,8%
|
9,8%
|
6,0%
|
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
10,3%
|
10,3%
|
4,3%
|
6,0%
|
Напомним, что с 1 января 2010 года для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
С 1 января 2011 года для всех страхователей, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
26,0%
|
26,0%
|
20,0%
|
6,0%
|
В течение 2011-2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей:
1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
4) для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений; для общественных организаций инвалидов; для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Для указанных страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов:
|
Период
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
||
|
2011-2012 годы
|
16,0%
|
16,0%
|
10,0%
|
6,0%
|
|
2013-2014 годы
|
21,0%
|
21,0%
|
15,0%
|
6,0%
|
Страхователи, не производящие выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), с 2010 года уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определяется в соответствии с Законом № 212-ФЗ.
(Подробно об этом – читайте в № 31 «А-Э» на стр. 24).
В 2010 году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, применяются следующие тарифы:
|
Тариф страхового взноса
|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
|
для лиц 1966 года рождения и старше
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|
|
20,0%
|
20,0%
|
14,0%
|
6,0%
|
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, начисление пени будут с 2010 года определяться не Законом № 167-ФЗ, а Законом № 212-ФЗ.
Эти вопросы мы обязательно рассмотрим в следующих номерах журнала.
Законом № 213-ФЗ внесены изменения также и в Федеральный закон РФ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Для целей Закона № 27-ФЗ с 2011 года вводятся отчетные периоды.
Отчетный период – это период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
С 1 января 2011 года отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно п.п. 13 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
С 1 июля 2010 года для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
По указанным нормативам учитываются на индивидуальном лицевом счете суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ.
Соответствующее положение предусмотрено ст. 10 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».
В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии.
С 1 июля 2010 года указанная сумма для лиц 1967 года рождения и моложе также учитывается по нормативу по тарифу 6,0 процентных пункта тарифа страхового взноса.
С 1 января 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период будет представлять их в электронной форме в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Форма представления сведений в электронной форме определяется Пенсионным фондом РФ.
В настоящее время согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
С 1 января 2011 года представлять сведения в ПФР страхователю придется ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
При этом сведения нужно будет также представлять о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).
Вместе со сведениями, предусмотренными п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь также ежеквартально будет представлять сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В настоящее время Законом № 27-ФЗ не установлен срок представления в орган ПФР сведений для персонифицированного учета самостоятельными плательщиками взносов.
В п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 г. № 318, указано, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Инструкцией же установлено, что сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
Теперь непосредственно в ст. 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения для целей персонифицированного учета физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Данная норма вступает в силу с 1 января 2011 года.
То есть в отличие от организаций предприниматели по-прежнему будут представлять сведения один раз в год.
В связи с введением отчетных периодов изменена и ст. 17 Закона № 27-ФЗ, устанавливающая ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда РФ, страхователей и застрахованных лиц.
С 1 июля 2010 года за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР.
В целях реализации Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в 2010 году отчетными периодами признаются полугодие и календарный год.
За первый отчетный период 2010 года (полугодие) страхователи должны представить сведения, предусмотренные Законом № 27-ФЗ (в новой редакции), до 1 августа 2010 года.
За второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля 2011 года.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
