Обособленные подразделения
Сразу скажем, что порядок ведения бухгалтерского учета в организациях, имеющих выделенные на отдельный баланс филиалы, законодательно почти не урегулирован, поэтому эта тема является достаточно актуальной для работников бухгалтерских служб.
На отдельный баланс, как правило, выделяются филиалы и представительства организаций.
Ниже мы будем говорить о филиалах, однако все нижесказанное применимо также к представительствам и иным подразделениям организаций, выделенным на отдельный баланс.
Определения понятия «отдельный баланс» законодательство в настоящее время не содержит.
Ранее ПБУ 4/96, утвержденное приказом Минфина РФ от 08.02.1996 г. № 10 и ныне отмененное в связи с принятием ПБУ 4/99, устанавливало, что под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности.
Теперь же бухгалтеры вынуждены довольствоваться информацией об отдельном балансе организаций, содержащейся в письме Минфина РФ от 02.06.2005 г. № 03-06-01-04/273.
Под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией.
Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе его уставом и положением о филиале (представительстве).
Выделение иных обособленных подразделений организации на отдельный баланс (полный, с незаконченным финансовым результатом и др.) и порядок его формирования определяются учетной политикой организации.
Как правило, перечень показателей, которые будут учитываться на отдельном балансе филиала, закрепляется в учетной политике организации.
Кроме того, учетной политикой определяется, будет ли филиал формировать финансовый результат по своей деятельности или же он будет просто «передавать» свои затраты и доходы головной организации, утверждаются формы документов, которые организация и филиал будут использовать при отражении своих внутренних расчетов.
П. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, установлено, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Из этого следует, что обособленное подразделение не составляет свою отдельную учетную политику, а руководствуется учетной политикой, составленной по организации в целом, где закреплены положения, касающиеся филиала.
Соответственно, учет в филиале должен вестись с применением тех же правил и способов, которые применяются по организации в целом (например, применяются единые способы амортизации, способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии и т.д.)
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 05.07.1999 г. № 43н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Следовательно, бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в целом по организации, а филиалы составляют и передают в головную организацию свою внутреннюю отчетность, данные которой используются для составления единой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Поэтому при передаче филиалу имущества, а равно – затрат и обязательств, должны оформляться первичные учетные документы.
Как правило, при расчетах с филиалами на практике оформляется авизо (извещение, уведомление) по каждой проведенной операции.
Форма авизо должна быть утверждена учетной политикой организации и содержать все вышеуказанные обязательные реквизиты.
К авизо прилагаются копии первичных учетных документов по имуществу, передаваемым затратам, расходам и т.п., например, документы, послужившие основанием для принятия организацией на учет передаваемого имущества.
Инструкцией по применению Плана счетов… для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.) предусмотрен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
На субсчете 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.
На субсчете 79-2 «Расчеты по текущим операциям» учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.
В силу п.п. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 18.08.2009 г. № 03-03-06/1/527, представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы, расположенные по месту нахождения обособленных подразделений с отдельным балансом, указанным законом не регулируется.
Если обособленное подразделение организации на отдельный баланс не выделено, то все совершаемые этим подразделением хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности головной организации так, как если бы эти операции совершала непосредственно сама головная организация.
Иногда при этом, чтобы иметь аналитическую информацию об операциях, осуществляемых подразделением, организации вводят дополнительные субсчета к отдельным счетам.
Так, например, если производственная организация имеет собственный магазин, через который реализуется произведенная готовая продукция, то к счету 90 «Продажи» могут быть введены дополнительные субсчета (субконто), на которых будет формироваться информация о выручке и затратах этого магазина.
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 Г. № 40, установлено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
При этом каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу.
ЦБ РФ письмом от 11.12.2008 г. № 29-1-1-11/7735 «О порядке ведения кассовых операций обособленными структурными подразделениями организации» разъяснил, что обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, ведут в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги.
Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении.
Второй экземпляр отчета кассира вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию.
При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.
В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.
У организаций, осуществляющих деятельность в месте, отличном от места нахождения самой организации, часто возникает вопрос: нужно ли регистрировать контрольно-кассовую технику в той налоговой инспекции, на территории которой данная ККТ будет применяться?
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика.
П. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470, установлено, что для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения юридического лица заявление о регистрации контрольно-кассовой техники.
Форма заявления утверждена приказом ФНС РФ от 09 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@.
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, должна зарегистрировать в установленном порядке контрольно-кассовую технику в территориальном налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений (письмо Минфина РФ от 20.05.2009 г. № 03-01-15/5-243).
В соответствии с Федеральным законом РФ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» с 1 января 2010 года платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.
При этом контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Документы для регистрации контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковским платежным агентом, организация представляет в налоговый орган по месту нахождения организации.
В случае если контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковским платежным агентом, будет применяться обособленным подразделением организации, заявление о регистрации представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данного обособленного подразделения организации (письмо Минфина РФ от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-409).
В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
По мнению Минфина РФ, указанное уведомление, составленное в письменном виде по произвольной форме, должно включать следующие сведения:
– полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы (обособленного подразделения), ОГРН, ИНН/КПП; ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН;
– дата регистрации организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя;
– адрес, телефон, телефакс организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя;
– ФИО руководителя организации (обособленного подразделения), номер служебного телефона, ФИО главного бухгалтера, номер служебного телефона;
– модель контрольно-кассовой техники, заводской номер, год выпуска;
– номер паспорта контрольно-кассовой техники;
– наименование организации, осуществляющей техническую поддержку контрольно-кассовой техники;
– предыдущий адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику;
– новый адрес места установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!