Особенности предоставления социального налогового вычета работодателем

Тематики: НДФЛ

(Письмо Минфина РФ от 13.08.2010 г. № 03-04-06/7-176)

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 219 НК РФ, социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

С 1 января 2010 г. на основании изменения, внесенного в п. 2 ст. 219 НК РФ Федеральным законом РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ, физическое лицо вправе обратиться до окончания налогового периода к работодателю за получением социального налогового вычета в сумме взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и подтверждения, что взносы по указанным договорам удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.

В комментируемом письме Минфин РФ привел перечень документов, которые могут служить подтверждением расходов налогоплательщика, а также подтверждением того, что взносы перечислялись работодателем.

К таким документам, в частности, относятся:

– платежные документы, подтверждающие расходы налогоплательщика (квитанции об уплате взносов, платежные поручения на перечисление взносов и т.п.);

– договор, заключенный налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом;

выписка из именного пенсионного счета налогоплательщика, в которой указаны: фамилия, имя и отчество налогоплательщика; сумма взносов, уплаченных по соответствующему договору в течение налогового периода.

При этом налоговики в письме ФНС РФ от 26.11.2008 г. № 3-5-04/728@ отметили, что выписка о состоянии пенсионного счета налогоплательщика — вкладчика в негосударственный пенсионный фонд не может заменять платежные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по негосударственному пенсионному обеспечению.

При получении документов у работодателя возникает вопрос: необходимо ли работникам дополнительно представлять справку из налоговых органов о том, что они не получали социальный налоговый вычет по НДФЛ в налоговых органах?

Минфин РФ указывает, что НК РФ не содержит положений о том, что работник обязан также представить работодателю справку о получении или неполучении социального налогового вычета в налоговом органе, поскольку социальные налоговые вычеты предоставляются налоговыми органами после окончания налогового периода при подаче декларации, а работодателем – до его окончания.

Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в п.п. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Минфин РФ в письмах от 08.07.2010 г. № 03-04-06/7-142, от 06.08.2010 г. № 03-04-06/7-168 указал, что поскольку перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд производится ежемесячно и согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами также ежемесячно (нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца) применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, то социальный налоговый вычет по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение также предоставляется ежемесячно.

При достижении в налоговом периоде суммы вышеуказанных расходов в 120 000 руб. предоставление социального налогового вычета прекращается.

Таким образом, работодатель может предоставлять работнику социальный налоговый вычет ежемесячно до тех пор, пока сумма указанных расходов не достигнет установленного максимума.

По поводу отражения социального налогового вычета в Справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС РФ от 13.10.2006 г. № САЭ-3-04/706@) Минфин отметил, что поскольку данную форму разрабатывает и утверждает ФНС РФ, то финансисты разъяснений не дают.

Приказом ФНС РФ от 22.12.2009 г. № ММ-7-3/708@ в Справочник «Коды вычетов» формы 2-НДФЛ были добавлены строки «Социальные налоговые вычеты, предусмотренные п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ» и строка 319, расшифровывающая данную норму НК РФ.

Однако, введя данный код вычета, налоговики в Рекомендациях по заполнению Справки по форме № 2-НФДЛ не разъяснили, в каком из разделов указывать этот код вычета.

Ведь в Справке предусмотрены специальные разделы для указания только стандартных и имущественных налоговых вычетов.

А в разделе 3 Справки «Доходы, облагаемые налогом по ставке __%» напротив тех видов доходов, в отношении которых предусмотрены профессиональные налоговые вычеты или которые подлежат налогообложению не в полном размере (п. 28 ст. 217 НК РФ), в графе «Код вычета» указывается код соответствующего вычета, выбираемый из справочника «Коды вычетов».

Таким образом, до соответствующих пояснений ФНС РФ не ясно, в каком разделе указывать социальный налоговый вычет.

Распечатать статью