Изменения в выплате пособий. Совсем не радостные
С 2011 года порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, изменится.
В 2010 году согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
С 1 января 2011 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ, расчетный период составляет два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Обратите внимание!
Расчетный период предшествует году, а не месяцу наступления страхового случая.
То есть неважно, пошел работник «на больничный» в январе 2011 года или в ноябре 2011 года.
Средний заработок в данном случае будет исчисляться одинаково: исходя из одинакового расчетного периода с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года (за 2 предшествующих календарных года).
В 2010 году в случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
То есть если женщина последние 12 месяцев, предшествующих второму отпуску по беременности и родам, находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного перед первым отпуском по беременности и родам.
С 2011 года ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
С одной стороны, новая норма схожа с действующей в 2010 году.
Сказано, что застрахованное лицо может подать заявление на замену расчетного периода.
А если не подаст? Допустим, женщина 2 предыдущих года была в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не подлежат обложению страховыми взносами.
И если женщина не подаст соответствующее заявление о замене на другой расчетный период, то она не сможет получить пособие?
Пособия, конечно же, дадут. Но какие! Читаем дальше.
В случае, если застрахованное лицо в периоды за 2 календарных года, предшествующих году наступления страховых случаев, не имело заработка, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Следовательно, если в течение двух лет женщина находилась в «детском» отпуске, то, чтобы получить пособие, рассчитанное не исходя из среднего заработка в размере МРОТ, а из среднего заработка за предшествующие два года, ей нужно будет обязательно представить соответствующее заявление о замене расчетного периода.
То есть если в 2010 году выплаты исходя из среднего заработка в предыдущем расчетном периоде в указанных случаях были гарантированными, то с 2011 года они будут осуществляться исключительно по просьбе (заявлению).
Если женщина, предположим, поступила на работу в январе 2011 года (до этого времени нигде не работала), а в декабре 2011 года уходит в декретный отпуск, то пособие по беременности и родам ей будет начислено из среднего заработка, принимаемого равным МРОТ.
Ведь за 2 предшествующих календарных года у нее не было заработка.
И заменить расчетный период на другой она также не сможет, поскольку и раньше не работала
Отметим, что в 2010 году равным МРОТ принимался средний заработок для лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию, и в случае, если застрахованное лицо не имеет заработка в расчетном периоде и ему не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение).
С 2011 года если средний заработок, рассчитанный за 2 предшествующих года, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) и за 2 предшествующих года не имело заработка или средний заработок за это время в расчете за полный месяц был ниже МРОТ, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
При этом во всех перечисленных случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В 2010 году в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
С 2011 года выплата пособия совместителям будет зависеть от того, у каких работодателей совместитель работал в течение двух предшествующих лет.
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Пособия в данных случаях исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ по общим правилам, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Соответственно, при исчислении пособий страхователем, назначающим и выплачивающим пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В подготовленном Правительством РФ проекте изменений, которые вносятся в Положение № 375 об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указано, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в рассматриваемых случаях средний заработок за время работы у другого страхователя (других страхователей) учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:
– либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Застрахованное лицо — совместитель при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица должно представить справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
В 2010 году п. 7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
По мнению ФСС РФ, если временная нетрудоспособность работника наступила до периода простоя и продолжается в период всего времени простоя или его части, пособие по временной нетрудоспособности за период болезни до периода простоя выплачивается в общеустановленном порядке, а за период болезни, совпавший с периодом простоя, пособие выплачивается в сумме сохраненного на этот период заработка (то есть в сумме 2/3 среднего заработка, либор 2/3 тарифной ставки), но не выше суммы пособия, исчисленного в общеустановленном порядке.
При заболевании работника, наступившем в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности не назначается (письмо от 22.03.2010 г. № 02-03-13/08-2497).
Президиум ВАС РФ 18 мая 2010 г. принял постановление № 17762/09, в котором признал необоснованным вывод ФСС РФ о том, что норма ч. 7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ может быть применена только в том случае, когда работник был отправлен в простой после наступления страхового случая, то есть после получения листка нетрудоспособности, поскольку законодателем не установлена зависимость выплаты пособия по временной нетрудоспособности от времени ее наступления: в период простоя либо до периода простоя.
Суд отметил, что содержащееся в настоящем постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Чтобы избежать судебных споров, чиновники закрепили свою позицию на законодательном уровне.
И с 2011 года в п. 7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ указано, что в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
И далее в ст. 9 Закона № 255-ФЗ: пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.
Таким образом, с 2011 года если работник заболел в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности ему не выплатят.
Оплата пособий по временной нетрудоспособности работодателем
В 2010 году страхователь за счет собственных средств выплачивает пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня временной нетрудоспособности.
А за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности пособия выплачиваются за счет средств бюджета ФСС РФ.
С 2011 года страхователь будет выплачивать пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, а ФСС РФ – начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности.
В 2010 году средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период (12 месяцев) на число календарных дней, приходящихся на расчетный период, за который учитывается заработная плата.
Поскольку с 2011 года расчетный период составляет 2 года (24 месяца), то средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется с 2011 года путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период (2 года) на 730.
В тех случаях, когда в расчетном периоде застрахованное лицо не имело заработка или средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Последнее установлено проектом изменений в Положение № 375.
В 2010 году средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
А средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленный Законом № 255-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.
С 2011 года ограничение предельной величиной базы для начисления страховых взносов будет применяться во всех случаях в отношении среднего заработка, а не среднего дневного заработка.
Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
Таким образом, в 2011 году для учета среднего заработка, не превышающего предельную величину базы, нужно будет сложить предельную величину базы за 2 года (415 000 руб. + 415 000 руб. =
= 830 000 руб.) (почему именно эти суммы участвуют в расчете, читайте ниже – ред.).
То есть средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в 2011 году, не может быть выше 830 000 рублей.
Соответственно, средний дневной заработок не может быть выше 1136,98 рублей (830 000 руб. / 730).
Таким образом, размер учитываемого для расчета пособия среднего дневного заработка (с учетом ограничения размера базы) в 2011 году будет такой же, как и в 2010 году.
В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
При этом средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей)
не учитывается в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода только с 2010 года.
А для исчисления пособий в 2011 году следует использовать расчетный период: 2009 и 2010 год.
За период до 1 января 2010 года в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2010 году.
Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу работника за соответствующий период указываются в справке о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, которую страхователь должен выдавать работнику при увольнении.
При этом средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в 2011 году, учитывается за период до 1 января 2010 года за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную Законом № 212-ФЗ в 2010 году.
То есть и за 2009 год, и за 2010 год используется предельная величина базы – 415 000 рублей.
А для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, такой порядок применяется до 1 января 2011 года, поскольку в 2010 году «спецрежимники» не уплачивают страховые взносы в ФСС РФ.
Документы для назначения и выплаты пособий
С 1 января 2011 года для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо помимо листка нетрудоспособности должно представлять справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).
Если пособие назначает и выплачивает территориальный орган ФСС РФ, то представляются справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
При этом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа ФСС РФ) сведений и документов.
После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Согласно п. 3, 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в 2010 году застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).
Указанным лицам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.
В аналогичном порядке органом ФСС РФ выплачиваются пособия лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы.
С 1 января 2011 года в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган ФСС РФ, назначающий и выплачивающий пособие в указанных выше случаях по заявлению застрахованного лица, должен направить запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
То есть в данном случае сведения о заработке предоставит орган ПФР.
С 1 января 2011 года в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя страхователь обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдавать застрахованному лицу справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
Форму справки и порядок ее выдачи утвердит Минздравсоцразвития РФ.
Страхователь вправе осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий.
Для этого ему нужно отправить запрос в территориальный орган ФСС РФ.
Положения Закона № 255-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2011 года, применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после 1 января 2011 г.
По страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 г., пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011 г.) за период после 1 января 2011 г., если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ (в новой редакции), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г.).
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
